ßíäåêñ.Ìåòðèêà

11 апреля в Ильинском состоялось освящение зданий Родильного приюта и Лазарета (яслей) перед реставрацией

 

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.33.05

11 апреля, в Лазареву субботу, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, в cеле Ильинском городского округа Красногорск произошло радостное событие – освящение исторических зданий Родильного приюта и Лазарета (яслей), построенных в бывшей Императорской усадьбе «Ильинское-Усово» в 1892-1893 годах и неразрывно связанных с памятью о святой преподобномученице Великой Княгине Елизавете Федоровне, Великом Князе Сергее Александровиче и других представителях Российского Императорского Дома. Оба объекта вошли в национальный туристический проект «Императорский маршрут».

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.31.00

Чин освящения исторических построек, где совсем скоро стараниями благотворителей, строителей, специалистов Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», историков и архивистов будут созданы музеи, совершил настоятель Спасского храма села Усово священник Дионисий Казанцев в сослужении диакона Сергия Сахарова. Со священнослужителями молились  глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова, руководитель отдела протокола Фонда ЕСПО Елена Владимировна Голованова и эксперт Фонда ЕСПО Евгений Валерьевич Соседов.

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.31.14

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.31.42

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.16.13

Специально для этого события  историк архитектуры, искусствовед, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, автор монографии о церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Инесса Николаевна Слюнькова передала для публикации материал, посвященный историческим зданиям Лазарета (яслей) и Родильного приюта в Ильинском. Родильный приют был построен в Ильинском по решению Августейшего владельца Императорской усадьбы Великого Князя Сергея Александровича в память о скончавшейся в родах в 1891 году Великой Княгине Александре Георгиевне, супруге Великого Князя Павла Александровича. "Великий Князь Сергей Александрович был настолько потрясен горем, что посчитал необходимым создать в усадьбе медицинское учреждение, где оказывалась бы вся необходимая помощь роженицам. Следующим шагом стало строительство детских яслей на соседнем с Родильным приютом участке. Руководить этим частным медицинским заведением, бесплатным и общедоступным для жителей сёл Ильинское и Усово, была назначена Елизавета Алексеевна Скворцова, акушеркой служила Большакова".

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.15.50

В 2019 году между Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Администрацией городского округа Красногорск были подписаны соглашения о совместных действиях в отношении здания Родильного приюта, объекта культурного наследия регионального значения. Был разработан проект реставрации, получивший высокую экспертную оценку и необходимые согласования. В апреле 2020 года начнутся первоочередные работы по вывешиванию сруба методом лифтинга и замены сгнивших и поврежденных частей здания. Для этих целей заготовлен специальный лес, по своим характеристикам полностью соответствующий старинной древесине. Работы планируется завершить в 2021 году. Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в здании Родильного приюта будет создан «Музей материнства и младенчества» с функцией культурно-просветительского центра для местных жителей.

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.26.56

Лазарет для больных и раненых воинов Русско-японской войны в 1905 году был открыт в Ильинском Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной в память о супруге, убитом террористами 17 февраля 1905 года в Кремле. В тот год Великая Княгиня стала пожизненным председателем Московского отделения Российского общества Красного Креста. Инесса Николаевна Слюнькова отмечает, что для Лазарета в Ильинском был усовершенствован и приспособлен комплекс яслей. Сметы на работы по Лазарету составил архитектор Василий Афанасьевич Рощин, а подрядчиком была контора Юдина. В результате реконструкции получилось просторное, хорошо освещенное зальное здание с внутренними каменными столбами, витражными окнами и высокой вальмовой крышей. За ним, со стороны двора располагались мастерская для раненых и кухня.

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.24.42

"Под нужды Лазарета постепенно передавались строения в ранее закрытой, парадной части великокняжеской усадьбы. Находившиеся на излечении больные и раненые солдаты свободно пользовались идеально ухоженными территориями дворцовых парков. Село Ильинское менялось на глазах, и резиденция все больше становилась похожа на образцовое благотворительное учреждение. Что касается финансовой стороны, то в 1907 году в книге Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны «Благотворительная часть имения» значилось, что согласно порядку, заведенному супругом, Великим Князем Сергеем Александровичем, выделялись суммы из собственных средств на Родильный приют, аптеку, две школы и две церкви. Денег поступало столько, сколько требовалось для обеспечения отопления и освещения, оборудования, расходных материалов, ремонта и текущего ремонта зданий, на жалование служащим и персоналу. В конце октября 1907 года Лазарет для раненых воинов открылся в Москве, на Ордынке, основанный Елизаветой Федоровной на купленной ею для этой цели земле".Снимок экрана 2020-04-12 в 13.42.03

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.42.23

Ситец, пропитанный клеем, сохранился на стенах Лазарета

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.42.13

Глава Фонда ЕСПО Анна Витальевна Громова передает в будущий "Музей милосердия и Российского Общества  Красного Креста" экспонат - фрагмент обшивки стен Лазарета

Летом 2019 года в историческом здании Лазарета Всероссийским обществом охраны объектов памятников истории и культуры (ВООПИК) был проведен субботник, в результате которого удалось освободить внутренние стены здания от современной обшивки и обнаружить интересную деталь. Все стены Лазарета были обтянуты ситцем, пропитанным клеем – такая обшивка была характера для интерьеров второй половины XIX – начала XX века.

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.24.53

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.25.07

Анна Витальевна Громова и Елена Владимировна Голованова 

Администрация городского округа Красногорск поддержала концепцию Фонда ЕСПО по реконструкции и ремонту Лазарета. В этом замечательном историческом здании, где проходили лечение несколько поколений русских воинов, “Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество” планирует создать «Музей Милосердия и Российского общества Красного Креста», огромный вклад в создание и развитие которого внесла Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна К сожалению, из-за ситуации с распространением коронавируса работы могут начаться с задержкой. Вчера и сегодня мы молимся о скорейшем окончании эпидемии и возможности восстановления исторического наследия.

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.25.50

Молебен  перед началом реконструкции исторических зданий Императорской усадьбы "Ильинское-Усово" совершил настоятель Спасского храма села Усово, священник Дионисий Казанцев в сослужении диакона Сергия Сахарова

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.42.44

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.26.16

Снимок экрана 2020-04-12 в 12.27.09

Освящение исторического здания Лазарета (яслей) в Ильинском

Снимок экрана 2020-04-12 в 13.41.53

IMG 0637-11-04-20-11-21

12 апреля Русская Православная Церковь совершает торжество Входа Господня в Иерусалим, Спасский храм с.Усово

К 129-летию присоединения к Православию Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны

296384.p

К 129-летию со дня перехода в православие Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны представляем Вашему вниманию главу из книги Изольды Константиновны Кучмаевой (17.10.1936 - 12.01.2014), известного учёного и общественного деятеля, доктора философских наук, основателя, первого ректора, президента и профессора Государственной академии славянской культуры, автора десятка научных работ по истории, культуре и религии, основателя Елисаветинско-Сергиевских чтений,  «Цветы – это надежды», посвященную вопросам жизни и смерти в представлении Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Изольда Константиновна упокоена на территории Николо-Берлюковского монастыря, так как она была монахиней в миру, просим поминать её в молитвах  как инокиню Елисавету. 

5 1 11 13 1530

Изольда Константиновна Кучмаева (17.10.1936 - 12.01.2014), известный учёный и общественный деятель, доктор философских наук, основатель, первый ректор, президент и профессор Государственной академии славянской культуры, автор десятка научных работ по истории, культуре и религии, основатель Елисаветинско-Сергиевских чтений

В главе также пойдет речь о книге Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны "Под благодатным небом", которая увидела свет в 1914 году и представляла собой собой собрание житий, посвященных детству святых восточной и Русской православной церкви. Издание стало настоящим духовным откровением, своеобразной исповедью Елизаветы Фёдоровны и одновременно её завещанием. В тот миг, когда взрослые скрестили оружие в Первой мировой войне, Великая Княгиня говорила с детьми о смерти, напоминая о том, что победить её возможно только духовно крепким и сильным людям. Книга была посвящена племяннику Великой Княгини «Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику, Цесаревичу и Великому Князю Алексию Николаевичу». Издание предназначалось для «будущих граждан земли Русской и для взрослых, которым дороги их дети не только как будущие участники праздника жизни, но главным образом как честные деятели, с чистым сердцем, с ясным сознанием христианского долга». В наши дни, когда весь мир переживает испытание эпидемией, страхом, разобщенностью, очень важно сохранять крепость духа, веру, самоотверженность, следуя духовным наставлениями святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

И.К. Кучмаева “Цветы - это надежды”

«Альтернативные подходы к вопросу о ценности индивидуальной жизни. Вопросы жизни и смерти в представлении Великой княгини Елисаветы Феодоровны»

Актуализация вопроса о ценности индивидуальной жизни стала возможной на рубеже XIX и XX веков, когда под угрозой : казались все завоевания культуры и сама жизнь. Эпоха -лрастания угрозы всемирной войны обретает в сознании : удельного человека статус фатально запрограммированного деномена, двояко преломляющегося в этом сознании. С одной стороны, человек чувствует себя неспособным действенно влиять на этот процесс. С другой стороны, пытается выявить современную культурную значимость и соотношение таких стихий, как жизнь и смерть, подойти к осмыслению их с позиций нравственно-культурного императива эпохи. Прошло немногим более 100 лет с момента счастливого бракосочетания Великого князя Сергия и Великой княгини Елисаветы Романовых, как во Франции развернулась бурная полемика - Этика, которую мы выращиваем» между Люсьеном Сэвом и Жаком Тестаром, не столько по поводу книги последнего, сколько в связи с решимостью ученого приостановить свои исследования в области искусственного выращивания эмбриона. Вопрос об ответственности ученого как лейтмотив в беседе Л. Сэва и Ж. Тестара постоянно выводился на культурнонравственные последствия его открытия вполне обоснованно, ибо «врачи обладают огромной властью. Они располагают фантастическими средствами давления на пациента. Невозможно контролировать то, что делают врачи. Это средневеково (т.е. как в средние века, безнадежно. - И.К.)».

Острый конфликт между реакционной и прогрессивной тенденциями по этому кругу вопросов простимулировал значительное углубление внимания общественности к культурнонравственным и духовным аспектам жизни и смерти человека. Вопросы рождения, жизни и смерти человека всегда занимали значительное место в философии и художественных произведениях, но все многообразие подходов можно условно свести к трем моментам: первый-смерть как успение, которое нужно заслужить духовно-нравственной жизнью на земле; второй - страх смерти и поиск бессмертия; третий - ценность самой по себе жизни в ее конечности. В отношении человека к смерти, как правило, находит отражение и его отношение к жизни. В первом случае люди никогда не стремятся отгораживать близких и особенно детей от мысли о смерти, но говорить с ними открыто и честно. Во втором - налицо слепой, безотчетный панический страх в связи с анонимно и иррационально действующей силой. В третьем - ощущение радости бытия от каждого мгновения, отношение к жизни как к ценности, как той нити, которая может внезапно оборваться, а потому мысль о смерти отодвигается как суетная и лишняя. В этом смысле жизнь, прекрасная своей наполненностью и завершенностью, предполагает каждый данный миг изменяющегося, нетождественного самому себе субъекта, которому представляется в принципе чуждой идея бессмертия. Последнее идентифицируется с покоем, с тождеством самому себе, с отсутствием риска, с блаженной бездеятельностью, дарованной в качестве компенсации за неполноту жизни.

Петербургский и Дармштадтский дома, в которых происходило взращивание Сергия и Елисаветы Романовых, в полной мере исповедовали первую из трех позиций. У Сергея Александровича это проявилось за много лет до трагического года его убийства, в Завещании, которое он оставил в 1892 году своему любимому младшему брату с просьбой передать этот документ брату старшему - императору Александру III. Позиция Великого князя носит вполне очевидный характер. А затем в тяжелые годы начала XX века и особенно в последние дни жизни, когда всем стало ясно, что Сергей Александрович намеренно отказывался от охраны, выезжая по делам из Кремля в город, но не желая подвергать родных и близких ему людей опасности.

Достаточно в этой связи вспомнить поведение Елисаветы Феодоровны в драматических, смертельных ситуациях и ее книгу «Под благодатным небом», специально посвященную ' тем, кто был свят с детства и детям ее времени. Сборник открывает очень серьезное, «недетское» обращение к читателям о том, что в постоянных житейских заботах изглаживается память о смерти. Но смерть для каждого расставляет как бы поверстные столбы, дальше которых нет пути. Дни кровавой брани часто напоминают о ней. Каждый знает, что не трудно прожить жизнь в праздности. Гораздо труднее победить смерть. А эта победа дается только духовным богатырям. Внимание читателя останавливает эмоционально и жестко выраженная адресность сборника. Книга предназначена, отмечает Великая княгиня, для будущих граждан земли Русской и для взрослых, которым дороги их дети не только как будущие участники праздника жизни, но главным образом, как честные деятели, с чистым сердцем, с ясным сознанием христианского долга. Такие деятели всегда нужны нашей Родине.

IMG 0614-11-04-20-09-35

"Под благодатным небом". Издание Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, 1914

Поражает масштаб вопросов, которые Великая княгиня ставит перед детьми. Если иметь в виду, что основным состоянием Великой княгини с детства было ощущение радости, то, на первый взгляд, ее размышления с детьми о смерти могут кому-то показаться диссонансом. Однако Великая княгиня считала необходимой открытую постановку этих вопросов. Она сумела на сравнительно небольшом материале показать бесспорность жизни тех, кто свят с детских лет и достоинство их расставания с жизнью. Принимая тяжелых больных в своей обители, созерцая бессчетное количество умирающих в госпиталях, она ежедневно вела просветительскую, миссионерскую работу с героями-воинами, отходящими в иной мир. Принимая личное участие в иллюстрировании книги «Под благодатным небом», посвященной тем, кто был свят с детства, Елисавета Феодоровна (как художник) избирает подготовку эскизов образов двух святых - святой мученицы Василисы и святого Димитрия, в будущем Митрополита Ростовского.

IMG 0616-11-04-20-09-35

Святая мученица Василиса. Рисунок, выполненный Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной для издания "Под благодатным небом", 1914

В житии мученицы Василисы мы видим ряд тонких штрихов, созвучных жизни самой Елисаветы Феодоровны. Та же чистота с глубокого детства, та же готовность простить мучителя, то же ощущение безмятежного счастья, несмотря на горькие испытания. Но есть еще одна деталь, которая приковывает внимание читателя: мученица Василиса изображается постоянно в обрамлении белых душистых цветов, которые Елисавета Феодоровна предпочитала всем остальным. В житии мученицы Василисы читаем, что она, сплетя венок из белых роз и душистого жасмина, надела его на золотые кудри и сказала: «Я невеста Христова». И далее — в огне она стояла как белая лилия.

IMG 0615-11-04-20-09-35

Отрок Дмитрий - будущий святитель митрополит Ростовский. Рисунок, выполненный Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной для издания "Под благодатным небом", 1914

Белые душистые цветы сопровождали Елисавету Феодоровну в течение всей жизни, свидетельствуя о необычной внутренней чистоте, детски открытой и доверчивой души. «Она отовсюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца», - замечание архиепископа Анастасия уточняет причину ее выбора при иллюстрировании книги.

Смело и убежденно рекомендуя детям не бояться смерти, если жизнь идет христианским путем, Елисавета Феодоровна стремилась на личном опыте показать, как можно и нужно подготовить человека к переходу в иной мир, сколько доброты и почестей необходимо оказывать ему при расставании с земной жизнью, какой красотой должно быть окружено место погребения людей, сколько доброты и любви по отношению к отходящим в мир горний следует проявлять. Для нее самой это было аксиомой, усвоенной с детства в родительском доме.

В те же годы, когда шла дискуссия между Тэстаром и Сэвом, во Франции на киноэкраны выходит сериал, созданный Марком Горвитцем и Бернардом Мартино «Путешествие на край жизни», который состоит из четырех частей: «Страх смерти», «Стратегия тихой смерти», «Родиться для смерти», «Время последних ласк». Эти серии фильма скреплены одной мыслью: бытие современного человека и его отношение к смерти полны диссонансов, а поэтомусредствами культуры необходимо изменить взгляд на смерть под углом зрения «потребителя» (т.е. всех людей, которые неизбежно уйдут из жизни). Все средства культуры могут быть использованы, чтобы каждый человек жил свободно вплоть до самой смерти. Этот сериал вызывает много вопросов. Однако пафос авторов с наибольшей силой выражен в четвертом, заключительном фильме сериала. Если в прежние века (и ныне иногда в сельской местности) умирающий обычно «председательствовал» при своей смерти, прощаясь с близкими и благословляя их, то горожанину нередко приходится умирать в одиночестве в недрах безликих больниц. Авторы сериала побуждают телезрителей в повседневной жизни вести себя так, чтобы смерть не ощущалась как нечто страшное, но была моментом последних ласк, оказываемых человеку его близкими. Призывая людей перед лицом смерти не лгать ни себе, ни другим, авторы рекомендуют открыто говорить об этом с детьми, которых обычно отстраняют от подобных тем. Множество сохранившихся документов убеждают в том, что миссионерская деятельность Великой княгини в этом отношении гораздо глубже, чем многие позиции авторов сериала. Хотя нельзя не оценить ряд гуманистических интенций, заложенных в нем.

 

 

«Суббота перед Вербным Воскресеньем будет для меня Великим днём» 129 лет назад Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна перешла в православие

knyagine-Elizavete-Fedorovne-Romanova

«Суббота перед Вербным Воскресением будет для меня Великим днем. Все пройдет тихо в нашей маленькой церкви, а после Пасхи мы уедем в Москву» - эти слова Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна написала Цесаревичу Николаю Александровичу незадолго до самого события.

Снимок экрана 2020-04-11 в 10.10.27

Ровно 129 лет назад - 13 апреля 1891 года в субботу перед Вербным Воскресеньем в домовой Христорождественской церкви Сергиевского дворца в Санкт–Петербурге было совершено Таинство. Через обряд миропомазания супруга Великого Князя Сергия Александровича Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна с именем Елисавета – в честь матери святого праведного Иоанна Предтечи присоединилась к православию. Таинство миропомазания совершил протопресвитер Иоанн Янышев. 

28 7 15 yanyschev 

Христорождественская церковь, где Великая Княгиня приняла православие, была освящена дважды: в 1810 и в 1852 годах (после реконструкции дворца). В домовом храме находилось немало старинных икон, а в стеклянной витрине был размещен камень со святой горы Фавор с сюжетом Преображения Господня.*

Император Александр III и Императрица Мария Федоровна, относившиеся с теплотой и любовью к своей невестке, встретили событие с большой радостью. Для Государя оно было поистине долгожданным. В своем письме к брату - Великому Князю Сергию Александровичу от 17 ноября 1888 года он писал: «… Я часто об этом думал, и мне что-то внутри говорит, что Элла будет православной. Боже, как я буду счастлив, и как я буду от души и глубоко благодарить Христа за эту благодать нашему семейству! »

Снимок экрана 2020-04-11 в 10.10.58

По случаю перехода Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны в православие был издан манифест:

«Объявляем всем верным НАШИМ подданным:

Любезнейшая невестка НАША, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, познав и испытав в согласии с Своим супругом истину православия, возжелала, по державному влечению Своему, соединиться с НАМИ в вере и в общении церковных молитвословий и таинств. Сегодня восприяла Она, к великой нашей радости, Православную НАШУ веру и Святое Миропомазание.

Возвещая всем верным НАШИМ подданным о сем желанном событии, повелеваем именовать Ее Императорское Высочество Благоверною Великою Княгиней».

Император Александр III благословил Великую Княгиню иконой Спаса Нерукотворного образа, с которой она никогда не расставалась. Этот образ был при Елизавете Фёдоровне и перед Алапаевской Голгофой.**

Sergei and his wife

Решение о переходе в православие для Великой Княгини было взвешенным и обдуманным. Как отмечал архиепископ Анастасий (Грибановский), после замужества «со свойственной ей любознательностью и нравственной чуткостью молодая Великая Княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа и особенно его веру, положившую глубокий отпечаток на наш народный характер и на всю нашу культуру. Вскоре православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания, которое она нередко противопоставляла духовной бедности опустошенного протестантизма».

елизав2

Определяющую роль в духовном становлении Елизаветы Фёдоровны сыграл её супруг – Сергий Александрович. Будучи человеком глубокой и крепкой веры, он своим личным примером и истинной любовью направлял супругу. Первое знакомство 19-летней Великой Княгини с народной русской культурой и с православием происходило в Императорской усадьбе «Ильинское-Усово», куда Великокняжеская чета прибыла сразу после венчания в 1884 году. Здесь, в уединении и отдалении от Высшего света Августейшие владельцы усадьбы посещали богослужения в Ильинской церкви села Ильинское и Спасском храме села Усово. Особенно теплые отношения у Великокняжеской четы сложились с семьей протоиерея Константина Махаева, настоятеля Спасской церкви. Храмовые праздники отмечались всегда торжественно: после Божественной литургии, на которой всегда присутствовали Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, совершался Крестный ход, а затем проходили народные гуляния, ярмарка, лотерея, запускались бумажные воздушные шары. Августейшие помещики не скупились на подарки крестьянам, приобретая и тут же раздавая ярмарочные сувениры, игрушки, сладости.

tema139 8

IMG 0610-11-04-20-09-35

IMG 0612-11-04-20-09-35

Решение Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны о присоединении к православию еще больше окрепло после её поездки на Святую Землю, где в присутствии Великокняжеской четы в Гефсимании был освящен храм святой равноапостольной  Марии Магдалины, построенный в память об Императрице Марии Александровне с посвящением её небесной покровительнице  на средства её детей.

tema139 5

В 1891 году Великий Князь Сергий Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора Москвы. Понимая, что «её сердце принадлежит православию», Елизавета Фёдоровна написала своему отцу – Великому Герцогу Гессен-Дармштадтскому Людвигу IV: «Я всё время думала, и читала, и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином… ».

191511.p

krestknjazja143 2

Нового генерал-губернатора Великого Князя Сергия Александровича и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну Москва встречала с ликованием. О прибытии в первопрестольную Великокняжеской четы возвещал радостный благовест. Великий Князь с супругой, приложившись ко кресту в Успенском соборе Московского Кремля, приняв окропление святой водой, приложились к чудотворным иконам и мощам святителей Московских Петра, Ионы и Филиппа, а затем Алексия в Чудовом монастыре, откланявшись с крыльца народу. В благословение от обители Великокняжеская чета приняла икону святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца,  а затем во главе с митрополитом Иоанникием направилась в Николаевский дворец. В Первопрестольной генерал-губернатор вместе с супругой поселились в Александринском дворце, расположенном в Нескучном саду у Калужской заставы.

unnamed

«Обручившись Христу и его Делу» Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, как она сама признавалась в письме Императору Николаю II «становилась … миссионером христианской веры и дела милосердия». Именно здесь, в Москве, особенно ярко проявился её миссионерский талант. Доктор философских наук, первый ректор, президент и профессор Государственной академии славянской культуры, основатель Елисаветинско-Сергиевских чтений Изольда Константиновна Кучмаева в своей книге «Когда жизнь истинствует…», посвященной делам и культуре благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечала: «Ослепительно яркий миссионерский талант Великой княгини был очевиден всем, в ее поступках и словах все видели совершенное выражение духа национальной культуры, большое нравственное обретение общества. В ее социальной деятельности, в культуре благотворения и культуре миссионерства проявился почерк великого мастера своего дела».

_______________________________

* - своё первое паломничество на Святую Землю Великий Князь совершил в 1881 году вместе с братом Великим Князем Павлом Александровичем и двоюродным братом Великим Князем Константином Константиновичем. Поводом к поездке послужили трагические события в семье - кончина Императрицы Марии Александровы  в 1880 году и гибель от рук террориста Императора Александра II в 1881 году. Поездка была приурочена к годовщине со дня смерти Императрицы. По прибытии 21 мая в Яффу Августейшие паломники посетили Елеонскую гору, осмотрели стоящуюся церковь Вознесения Господня,  а ночь провели  у Гроба Господня, молясь об Императрице на заупокойной службе. Великие Князья еще трижды бывали  на ночном богослужении в храме Вознесения Господня и один раз присутствовали там при утреннем торжественном служении Божественной Литургии Патриархом Иерусалимским Иерофеем. В ходе поездки Августейшие паломники по совету начальника Русской Духовной миссии  в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) определили место дя строительсва храма в память о матери - Императрице Марии Александровне с посвящением ее небесной покровительнице святой равноапостольной Марии Магдалине. Во время своего первого паломничества Великий Князь Сергей Александрович увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. Сближение с отцом Антонином (Капустиным), последующая встреча  в России с В.Н.Хитрово, который давно вынашивал идею создания в особого общества для содействия Православию и русскому делу на Святой Земле, способствовали тому, что Великий Князь согласился возглавить созданное в 1882 году Православное Палестинское общество. 

Главной целью второго паломничества Великого Князя Сергея Александровича на Святую Землю в 1888 году стало освящение храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Это паломничество он совершил вместе с супругой Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной и братом Великим Князем Павлом Александровичем. Августейшие паломники посетили Сион, Крестный путь, Иосафатову долину, другие священные места, осмотрели мечеть Омара, ездили в Вифлеем и Вифанию. В Иерусалиме они осмотрели строящиеся Сергиевское и Александровское подворья, школы и больницы ИППО. Во время паломничества Великий Князь совершил восхождение на гору Фавор, где на месте Преображения Господня был отслужен молебен. Сохранилось несколько паломнических реликвий, даров,полученных Великим Князем Сергеем Александровичем во время паломничества в 1888 году. Среди них - икона "Преображение Господне", написанная на спиле дерева с горы Фавор. По возвращении Великий Князь распорядился, чтобы камень с горы Фавор, который он взял с горы во время восхождения, и икона "Преображения Господня" были вмонтиованы в доску и украшены серебряным окладом. Работы были выполнены на петербургской фирме братьев Грачевых, поставщиков двора Его Императорского Величества. Орнамент из дубовых листьев, перевитых чертополохом, исполненных в технике, имитирующей золотное шитьё, был выбран для украшения обрамления, потому что напоминал золотые позументы офицерской формы Преображенского полка, командиром которого Великий Князь Сергей Александрович был в период 1887-1891 гг. (Каталог международной выставки "Москва - Святая Земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны", 2017 )

** - "11 октября 1918 года в шахте на 11й версте от Алапаевска было найдено тело женщины, одетую в резиновую серого цвета накидку и серое платье. На шее убитой на простой ленте находились перламутровые обрезки овальной формы и крестик... на груди убитой находился "свернутый в вощеную бумагуи мешочек с лентой через шею образ Спасителя, усыпанный драгоценными камнями, на обратной стороне которого на бархатной, вишневого цвета рамке золотая пластинка с надписью "Вербная суббота 13 апреля 1891 год"... Погибшей была Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна". (В.М.Хрусталёв "" Трагическая гибель членов династии Романовых летом 1918 года под Алапаевском, 2018).  

Лазарева суббота на Святой Земле

Снимок экрана 2020-04-11 в 12.12.41

Дорогие друзья!
С радостью делимся с Вами новостями со Святой Земли, подготовленными насельницами монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Видеосюжет посвящен Лазаревой субботе в Вифании.

К 175-летию со дня рождения Императора Александра III и 125-летию основания Русского музея

Снимок экрана 2020-04-09 в 17.20.09

С 19 марта по 10 мая 2020 года в Михайловском замке, одном из филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге, проходит выставка «Александр III. Император  и коллекционер».  Событие приурочено к 175-летию со дня рождения  Императора Александра III (1845-1894) и 125-летию основания знаменитого Русского музея, который с момента открытия  именовался Музеем Императора Александра III – ведь именно художественное собрание Государя составило основу музейной коллекции. Экспозицию до закрытия музея на "карантин" в связи с пандемией  коронавируса успела посетить руководитель научно-издательского отдела  Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Светлана Владимировна Бельчинкова. 

 Снимок экрана 2020-04-09 в 16.11.10

В.А.Серов "Портрет Александра III  с рапортом в руках" 1900. Государственный Русский музей

Император Александр III был очень увлечен изучением истории и искусств, поддерживал создание художественных музеев в обеих столицах и по всей России (например, Общества поощрения художеств и музея при Училище барона Штиглица). Он начал собирать предметы живописи и декоративно-прикладного искусства еще будучи Цесаревичем. Вступив на престол, Александр III стал покровительствовать художникам-передвижникам, способствовал реформированию Академии художеств, созданию художественных училищ и школ. В 1883 году Александр III задумался о необходимости создания в Санкт-Петербурге музея русского искусства как выставочного центра.

0 74803 e8a3e081 XL-1400x600

Михайловский (Инженерный) замок в Санкт-Петербурге

Снимок экрана 2020-04-09 в 17.46.40

Снимок экрана 2020-04-09 в 16.30.17

К.Б.Вениг "Русская девушка". 1889. Государственный Русский  музей

В юбилейной экспозиции представлено около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из музеев и архивов России: Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея истории религии, ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское Село», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Псковского областного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных коллекций.

Снимок экрана 2020-04-09 в 17.46.16

Снимок экрана 2020-04-09 в 16.30.11

В.Д. Поленов "Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Брестовце". 1878. Государственный Русский музей

Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов: это коллекция Александра III в Аничковом дворце, живописные и графические серии, посвящённые Русско-турецкой войне и путешествиям Императора и его семьи по России и Финляндии; работы, повествующие о придворной жизни этого времени, картины и рисунки супруги Александра III, Императрицы Марии Фёдоровны, рисунки самого Императора в его бытность Великим Князем, а также их детей; восточная коллекция декоративно-прикладного искусства; свидетельства становления «русского стиля» в искусстве. Александр III уделял декоративным искусствам самое пристальное внимание и как Император считал своим долгом поддерживать отечественную художественную промышленность - уникальные образцы прикладных искусств,  массовое производство и даже кустарные изделия. Личному вкусу Императора обязаны своему широкому распространению три отличительных явления отечественного прикладного искусства второй половины XIX века: «русский стиль», Императорский фарфор и изделия фирмы Фаберже. В продвижении "русского стиля" немалую роль сыграла  сложившаяся во второй половине XIX столетия практика проведения международных выставок, которые требовали «национального искусства».

Снимок экрана 2020-04-09 в 17.46.56

Выставка «Александр III. Император  и коллекционер» в Государственном Русском музее  (г. Санкт-Петербург)

Снимок экрана 2020-04-09 в 17.46.23

Также зрителям представлены редкие архивные фотографии, картины и рисунки Дмитрия Гаврильцева, Константина Савицкого, Михая Зичи, Василия Поленова, Николая Ге, Рудольфа Френца, Альберта Бенуа, скульптуры Марка Антокольского и Владимира Беклемишева и других мастеров,  предметы китайского декоративно-прикладного искусства, датский фарфор, коллекция костюма, мебели и многое другое. 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил главу Фонда ЕСПО Анну Громову Орденом преподобной Евфросинии Московской

010087

15 марта Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во внимание к трудам и  помощи Русской Православной Церкви, в связи с юбилеем наградил Председателя Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", заместителя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, старшего научного сотрудника ИВИ РАН, кандидата исторических наук Анну Витальевну Громову орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (второй степени). 

Снимок экрана 2020-04-07 в 3.13.28

Орден преподобной Евфросинии Московской был учрежден в 2007 году к 600-летию преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии,  Великой Княгини Московской. Его удостаиваются женщины за особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе, за церковно-общественную деятельность и усердные труды во благо Русской Православной Церкви. Девиз ордена: "Блаженни милостивии". 

 

Весточка из Гефсимании

Снимок экрана 2020-04-05 в 5.19.11

Для Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" всегда большая радость - весточки со Святой Земли, из русской Гефсимании - храма святой равноапостольной Марии Магдалины. В эти непростые для всего мира дни насельницы монастыря вместе с игуменьей Елисаветой (Шмельц) возносят свои молитвы Пресвятой Богородице  и призвают нас к молитвенному единению. Во время пандемии коронавируса святая обитель находится на "карантине", но  своё служение монахини продолжают и у каждого из нас есть возможность быть молитвенно рядом. 

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид посетил Спасский храм села Усово

Снимок экрана 2020-03-19 в 8.43.55

17 февраля Спасский храм села Усово посетил епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид (Солдатов). В просветительском центре "Усово-Спасское"  сотрудники Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" провели для Владыки экскурсию по выставке "Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь" (Ис: 62), посвященную первым председателям Императорского Православного Палестинского Общества - Великому Князю Сергию Александровичу и Великой Княгине Елизавете Фёдоровне. 

DSC 0026

Председатель Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", Заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук Анна Витальевна Громова вручила Владыке Леониду знак и удостоверение  действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества и памятные подарки.  

DSC 0048

Снимок экрана 2020-03-19 в 8.44.07

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид (Солдатов), Глава Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Громова, настоятель Спасского храма села Усово, священник Дионисий (Казанцев) и коллектив Фонда ЕСПО

 

15 марта в Усово прошли торжества по случаю престольного праздника в честь иконы Божией Матери "Державная" и юбилея главы Фонда ЕСПО Анны Громовой

Снимок экрана 2020-03-19 в 8.50.06 

15 марта в  Усово состоялись праздничные мероприятия по случаю престольного праздника Спасского храма в честь иконы Божией Матери "Державная" и юбилея главы Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анны Витальевны Громовой. Богослужение возглавил благочинный Одинцовского церковного округа священник Игорь (Нагайцев) в сослужении настоятеля Спасского храма священника Дионисия (Казанцева), настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова, протоиерея Ярослава Шелеста и других клириков Московской епархии.

Снимок экрана 2020-03-19 в 9.40.09

По окончании богослужения благочинный Игорь (Нагайцев)  поздравил прихожан Спасского храма с престольным праздником и передал Главе Фонда ЕСПО Анне Витальевне Громовой  поздравительный Адрес по случаю юбилея от управляющего Московской епархией,   митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в котором были отмечены особые труды во благо Церкви, просвещения и благотворительности, которые понесла Анна Витальевна за годы общественного служения. Отец Игорь вручил имениннице подарок от митрополита - икону Святых Царственных Страстотерпцев. 

 Снимок экрана 2020-03-19 в 9.40.52

По окончании богослужения в Доме причта прихожане и гости поздравили Анну Витальевну Громову с юбилеем. Воспитанники воскресной школы Спасского храма села Усово  подготовили праздничный концерт. 

Снимок экрана 2020-03-19 в 9.37.08

Снимок экрана 2020-03-19 в 9.36.56

Снимок экрана 2020-03-19 в 9.37.42

Снимок экрана 2020-03-19 в 22.34.12

 

А В Громовои

 

Поздравление главе Фонда ЕСПО Анне Витальевне Громовой в день её юбилея направил Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин

 

Снимок экрана 2020-03-19 в 9.59.16

Поздравление от Председателя Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного В.И.Якунина

Поздравление

Снимок экрана 2020-03-19 в 10.09.55

Поздравление главы муниципального образования Алапаевское К.И. Деева

В честь престольного праздника Спасского храма села Усово в театре православного просветительского центра "Усово-Спасское" состоялся концерт Московского Синодального хора "О, Владычице, Державная" под руководством Заслуженного артиста России А.А.Пузакова. 

Снимок экрана 2020-03-19 в 20.34.10

Снимок экрана 2020-03-19 в 20.52.24

Снимок экрана 2020-03-19 в 21.07.58

 

Фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" поздравляет с юбилеем Председателя Наблюдательного Совета Анну Витальевну Громову

Снимок экрана 2020-03-16 в 11.24.37

15 марта, в праздник иконы Божией Матери, именуемой "Держваная", свой день рождения отмечает  Председатель Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель международного центра "Благотворительность в истории" ИВИ РАН Анна Витальевна Громова.Фонд ЕСПО от всей души поздравяет Анну Витальевну с юбилеем, желаем крепкого здоровья и творческих свершений, сил и крепости духа, милости Божией и благодати! 

Снимок экрана 2020-03-19 в 22.39.40