ßíäåêñ.Ìåòðèêà

Ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Kirill i Mefodiy 0

Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник связан с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян и проповедников христианства, создателей первой азбуки и переводчиков богослужебных книг с греческого языка на славянский. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, чей жизненный подвиг приравнен к апостольскому, особо почитались в России. Во второй половине XIX  - начале XX века действовало Кирилло-Мефодиевское братство, широко занимавшееся просветительской, благотворительной, церковно-устроительной работой и популяризацией начального школьного образования. На рубеже столетий Кирилло-Мефодиевское братство, работавшее на территории Московской губернии, являлось крупнейшим по численности и по степени влияния среди аналогичных российских организаций, оно сочетало в себе признаки общественного объединения и официальной епархиальной структуры, прикладывало немало усилий для развития школьного строительства и народного просвещения.

1492493130 kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-selskih-pravoslavnyh-cerkovnyh-shkol-altaya-v-xix-nachale-xx-vv-.-istochnik-kommersant.ru

Своим существованием Кирилло-Мефодиевское братство обязано высочайшему утверждению «Правил по устройству церковно-приходских школ» (13 июня 1884 г.). По ним епархиальным архиереям разрешалось учреждать особые административные структуры — епархиальные училищные советы, предназначавшиеся для координации усилий по созданию и развитию начальных церковных школ. Устав братского объединения разрабатывался Дмитровским епископом Мисаилом (Крыловым). 26 сентября 1885 г. этот проект рассмотрел и одобрил епархиальный училищный совет, а спустя четыре месяца, 20 января 1886 года, «Устав Московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства» был утвержден генерал-губернатором Владимиром Андреевичем Долгоруковым. 16 февраля 1886 г. состоялось официальное открытие Кирилло-Мефодиевского братства в Богоявленском монастыре (2).
«Уставом» определялись цели братского общества: поддержка ранее возникших и открытие новых церковно-приходских школ в пределах Московской епархии. В 1894-1897 годах в Московской губернии действовали 13 уездных отделений Кирилло-Мефодиевского братства, в обществе состояли почти 900 человек: духовенство, купечество, крестьянство, губернские чиновники. Почетным членом Кирилло-Мефодиевского православного братства с 1888 года являлся Генерал-губернатор Москвы, Великий Князь Сергей Александрович.

krestknjazja143 2

Великий Князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор

Подведомственными образовательными учреждениями Кирилло-Мефодиевского братства были следующие: церковно-приходские школы, школы грамотности, воскресные школы. Учебная программа предусматривала получение начального образования с формированием у учащихся практических навыков. Воспитанники таких школ осваивали прикладные ремёсла и сельское хозяйство. Мальчики занимались портняжным и сапожным делом, переплетным и столярным мастерством, девочки получали навыки парикмахера, изучали резьбу по дереву и паяльное рукоделие. При школах зачастую располагался земельный участок, где проводились занятия по растениеводству. В 1889 году в церковных школа Московской губернии трудились 609 учителей, 320 из них были светскими.

19

В 1887 году Великий Князь Сергей Александрович передал три начальные народные школы в своем подмосковном имении «Ильинское–Усово» под руководство Совета Московского Кирилло-Мефодиевского братства с переименованием их в церковно-приходские. Решение Великого Князя было продиктовано его уверенностью в том, что именно церковно-приходские школы наиболее благотворно содействуют развитию народного просвещения и образования. В 1893 году по прошению Совета братства Великий Князь Сергей Александрович взял на себя обязанность почетного покровителя всех церковно-приходских школ Москвы и Московской губернии.

школа-ильинское1

Церковно-приходская школа в с.Ильинское, Императорская усадьба "Ильинское-Усово"

школа-ильинское2

Учебный класс в церковно-приходской школе с. Ильинское 

Благодаря слаженной работе Кирилло-Мефодиевского братства удалось «модернизировать» церковную школу, испытывавшую трудности как с финансированием, так и с преподавательским составом: произошла стандартизация учебно-воспитательного процесса, централизация финансового обеспечения, решен вопрос с кадрами, организована сеть филиалов и получена поддержка местных властей.

Рассказывая об истории единственной в Подмосковье Императорской усадьбы «Ильинское-Усово», мы хоти напомнить нашим подписчикам и единомышленникам, что в 2020 году в историческом здании народного училища Императрицы Марии Александровны, расположенном в селе Усово, начались восстановительные работы. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при поддержке Администрации Одинцовского городского округа Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» приступил к созданию «Музея школы и детства».

Библиография:

1. С. О. Колоухин, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт «Роль Кирилло-Мефодиевского братства в развитии начального образования в Московской губернии (1884-1974)», Московские епархиальные ведомости , №11-12, 2013 г.

2.Отчет Московского Кирилло-Мефодиевского Братства за 1886 год. М., 1887. С. 5

Участие Российского Императорского дома в создании Свято-Никольского подворья Русской Православной церкви в г. Бари

bari 32522 750

В день празднования перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в Бари, представляем Вашему вниманию доклад Председателя Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Анны Витальевны Громовой. Доклад был представлен на международной научной конференции "Миротворческая миссия  христианских церквей в XX веке", которая прошла в Ватикане 22 и 23 мая 2018 года. Событие состоялось в рамках двустороннего соглашения о научном сотрудничестве между Институтом всеобщей истории Российской Академии наук и Папским комитетом исторических наук в Ватикане. 

Анна Витальевна Громова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель международного центра "Благотворительность в истории" Института всеобщей истории РАН

 

«Участие Российского Императорского дома в создании Свято-Никольского подворья Русской Православной церкви в г. Бари. К 100-летию памяти Царской Семьи»

С X века, после принятия христианства на Руси широко распространяется почитание великого святого неразделенной церкви Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. На протяжении веков множились храмы, посвященные Св. Николаю, передавались из поколения в поколение сказания о его чудесных явлениях и незамедлительной помощи в бедах, опасностях и скорбях. Иностранцы, посещавшие Россию, называли его «Русский Бог». За более чем тысячелетнюю историю христианства в России сложилась богатейшая иконография святителя Николая, уникальная, общероссийская традиция многотысячных Никольских крестных ходов.

Почитание Св. Николая наряду с поклонением святыням Иерусалима, Сирии, Палестины, Египта и Св. Афона стало отличительной чертой широкого паломнического движения всех классов и социальных слоев российского общества. Стремление помолиться о прощении грехов в местах земной жизни Спасителя всегда объединялись с желанием посетить Миры Ликийские и Бари, куда в 1087 г. были перенесены мироточивые мощи Св. Николая. С начала XII в. складывается паломническая традиция объединять путешествия в Святую Землю с молитвой в базилике Св. Николая в Бари. Согласно церковному преданию сам Святитель совершил паломничество в Иерусалим. Продолжением его молитв в Святой Земле стало благоустроение Сионского монастыря в Мирах Ликийских. Два вектора христианского благочестия пересеклись в России в царствование Императора Николая II. Августейшим попечением о русских паломниках благоустраиваются и благоукрашаются места связанные, с земной жизнью Спасителя, Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца.

Святой равноапостольный князь Владимир, согласно Никоновской летописи, отправляет в 1001 году первые посольства – паломничества на Ближний Восток. Со времен князя Владимира - крестителя Руси Вера Христова, поклонение христианским святыням становятся частью государственного строительства и действенным инструментом внешней политики.        

Знаменитое «хождение» игумена Даниила (1106-1108 гг.) было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца рус­ских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских.

Так было и в последующие века. Император Петр I, впервые обозначил в меж­дународном политическом договоре права православных русских паломников. Екатерина Великая в двух статьях Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией от 10 июля 1774 г. оговаривает условия о «твердой защите» Православия в Ос­манской империи и о беспрепятственном хождении паломников в Иеру­салим и по святым местам[1]. Император Александр I щедро финансирует Иерусалимскую Патриархию в связи с огромными расходами на ремонт храма Гроба Господня после пожара 1808 г.[2] и открывает Иерусалим­ские подворья - в Москве, при храме святого апостола Филиппа[3], и в Та­ганроге. Николай I учреждает 11 февраля 1847 г. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, - и вновь это государственная внешнеполитиче­ская акция, и начальник Миссии находится с самого начала в двойном подчинении: не только Св. Синода, но и, прежде всего, Министерства иностранных дел[4].

Первым августейшим паломником в Святой Земле должен был быть, по некоторым сведениям, Император Николай I.

Подобная перспектива вполне вписывается в контекст средиземноморской политики Николая Павловича - с посещением Римского Папы и собора Святого Петра в Риме в 1845 г. с идеей возвращения (с благо­словения Папы) мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Миры Ликийские, наконец, с ультиматумом 1853 г. и последовавшей Крымской войной в защиту попранных прав Православной Церкви в Вифлеемском храме.

. В мае 1859 г. Иерусалим посетил брат Императора Александра II Ве­ликий князь Константин Николаевич, глава Воен­но-Морского ведомства, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем[5]. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связан­ных с приобретением русских недвижимостей в Иерусалиме и укрепле­нием российского политического влияния.

В октябре 1872 г. Святую Землю посетил в ходе длительной ознакоми­тельной поездки по Турции и Ближнему Востоку другой брат царя - Вели­кий князь Николай Николаевич Старший, будущий герой освободитель­ной русско-турецкой войны 1877-1878 гг.[6]

И дело было, конечно, помимо государственных и геополитических интересов, в личном духовном устремлении русских самодержцев, проникнутых традиционным религиозным воспитанием, носителей твердой православной веры. Император Александр IIвыразил общее от­ношение российских самодержцев к земной родине Спасителя: «C’estunequestiondecoeurpourMoi. (Это для меня вопрос сердца)». «Этому сердечному отношению к Святой Земле и русскому присутствию в Свя­той Земле Император оставался верен всю жизнь и завещал его своим преемникам Александру III и Николаю II»[7].

Но наибольшее значение в развитии русско-иерусалимских духов­ных связей имели паломничества в Святую Землю брата императора Александра III Великого князя Сергия Александровича. Первое из них он совершил 21-31 мая 1881 г. вместе с братом, Великим князем Павлом Александровичем и племянником Великим князем Константином Кон­стантиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Ака­демии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина Императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство Императора Александра II (1 марта 1881 г.). Как писал секретарь Палестинского Общества выдающийся историк русского дела на Востоке А.А.Дмитриевский, «христианскую ревность и горячую лю­бовь к Святой Земле царственные Родители передали в наследие своим Августейшим детям»[8].

Паломничество Великих князей в Святую Землю имело огромное значение для последующего развития Русской Палестины. Заинтересо­ванное отношение Сергия Александровича к русско-палестинским про­блемам позволило в следующем году создать в Петербурге Право­славное Палестинское Общество (под его председательством и покрови­тельством).

Общество призвано было, согласно уставу, осуществлять три основ­ных функции: организация и обустройство русских паломников в Палес­тине (их проходило к 1914 г. через подворья ИППО ежегодно до 10 тыс. человек); помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди арабского населения (Общество содержало к 1914 г. 113 школ и учительских семинарий в Па­лестине, Сирии, Ливане); научно-исследовательская и издательская рабо­та по изучению исторических судеб и современного положения Палести­ны и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археоло­гии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе.

24 марта 1889 г. Высочайшим указом Обществу было присвоено по­четное именование Императорского.

1 октября 1888 г. Великий князь Сергий Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Ие­русалим, для участия в торжественном освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны в Гефсимании. Программа путешествия включала посещение многих выдающихся достопримечательностей и святых мест Восточного Средиземноморья.

Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших мо­ментов в созревании решения Великой княгини Елизаветы Федоровны о переходе в православие. Для убежденной немки-лютеранки из верую­щей протестантской семьи это было сознательным и очень непростым шагом. 5 января 1891 г. она пишет наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): «Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т.к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение». И двумя месяцами позже: «Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву»[9] (Ве­ликий князь Сергий Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы). 13 апреля 1891 г. Принцесса Гессенские и Прирейнская Элла стала православной.

На протяжении всей своей истории ИППО пользовалось августей­шим, а значит и непосредственным государственным вниманием и под­держкой. Во главе его стояли преемственно Великий князь Сергий Алек­сандрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февра­ля 1905 г.), а после его кончины - вдова покойного Великая Княгиня Ели­завета Федоровна, ныне причисленная к лику святых Русской Православ­ной Церкви.

Кроме Палестины русские паломники издавна стремились посетить итальянский город Бари, в котором почивают столь дорогие для христианского сердца святые мощи Николая Чудотворца. После поклонения Гробу Господню многие считали необходимым поклониться и гробнице святителя Николая, претерпевая по пути многие невзгоды и лишения. Устроение этого места в Италии связано с именами Великого князя Сергия Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Дело о приобретении в русскую собст­венность развалин древней церкви, именуемой Новый Сион, и окружающих ее земель, в селении Демре, в турецком ок­руге Каш, на­чалось в январе 1850 года, когда извест­ный писатель-паломник А.Н. Муравь­ев[10], возвращаясь из второго своего путе­шествия в Святую Землю[11], посетил развалины древних Мир Ликийских. «С благословения и при содействии митрополита Филарета Муравьеву уда­лось собрать 25 тыс. рублей пожертвова­ний для восстановления древнего храма. Предполагалось расчистить все развали­ны и затем, соображаясь с их располо­жением и найденными остатками, по­стараться воссоздать по их указаниям новую церковь.

Так на руи­нах древней большой базилики была воз­двигнута небольшая современная цер­ковь, освященная в 1861 году.

Впоследствии сбор средств на восстановление базилики в Мирах Ликийских осуществлялся афонскими монахами Свято-Пантелеимонова монастыря, а после начала русско-турецкой войны пожертвования собирались в Николо-Александровской часовни в Санкт-Петербурге.

В ноябре 1886 г. права на Мирликийское владение были переданы Великому князю Сергию Александровичу.

В сентябре 1888 г., Св. Синод, желая сосредоточить Мирликийское дело в одних руках, передал Православному Палестинскому обществу капитал, собранный на восстановление храма в Мирах Ликийских, достигший к тому времени 73 046 рублей 32 коп., а также приписал к Обществу саму часовню. Великий князь Сергий Александрович с соизволения Александра III принял на себя звание ктитора.

Сергий Александрович, как председатель Палестинского Общества, постоянно поднимал вопрос о возвращении в русское владение церкви и земельных участков в Мирах. Но все меры не имели успеха. Более того, в 1891 г. Османский государственный совет постановил считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев.

Все заботы о достойном возвеличивании памяти святителя Николая обратились в Бари, где покоятся его мироточивые мощи, тем более что положение русских паломников, направляющихся в Италию для поклонения, нередко оказывалось крайне затруднительным.

4 февраля 1905 г. Общество постигла великая утрата: бомбой террори­ста был убит Председатель ИППО Великий князь Сергий Александрович.

После гибели великого князя Сергия Александровича часовня в Петербурге была перестроена по проекту инженера П.Д. Мегорского, ее окружили стенами, возвели главки, 30 ноября 1905 г., епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм.

Простояла эта временная церковь недолго, Палестинское Общество в молитвенную память о своем первом председателе решило осуществить новый строительный проект.

Первый камень нового Николо-Александровского храма был заложен председателем Императорского Православного Палестинского Общества великой княгиней Елизаветой Федоровной 8 сентября 1913 г., 15 декабря 1915 г. храм был освящен.

Обязанности Председателя Палестинского Общества возложила на себя, с Высочайшего соизволения, Великая княгиня Елизавета Федоров­на. Получив извещение о Высочайшем соизволении, Великая княгиня телеграфировала 14 февраля 1905 г. в Совет ИППО: «Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Император­ском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую лю­бовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами мое­го незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в сов­местной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высоко-святым целям»[12].

В годы ее председательства совершились многие выдающиеся собы­тия в жизни Русской Палестины и Палестинского Общества. 6 декабря 1906 г. было освящено здание нового Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме. 21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей деятельности ИППО. В днев­нике Императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во Двор­це состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой про­исходило заседание». Государь почтил Председателя Общества Высо­чайшим рескриптом, в котором был подведен впечатляющий итог четвер­ти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями цен­ностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где нахо­дят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для при­ходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

В 1910 г., по инициативе Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны, было принято решение купить участок земли в Италии, в Бари, а затем приступить к строительству там подворья Палестинского Общества.

7 января 1911 г. из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО, будущий священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в Совет Общества телеграмму об успешной покупке земли, а 2 февраля 1911 г. Елизавета Федоровна обратилась к Императору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором сообщалось о намерении Палестинского Общества построить в Бари храм во имя святителя Николая и произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях России тарелочный сбор на сооружаемый храм, приуроченный к празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари[13].

Милый Ники!

Посылаю тебе свой доклад по важному вопросу о строительстве в Бари русской церкви и дома для паломников. Конечно, единственный человек, кого, я уверена, святитель Николай желал бы во главе этой святой работы в его честь и ради твоего народа, который любит его больше всех святых, - это ты, наш император, имеющий утешение носить в крещении имя святого Николая.

Может быть, ты сочтешь возможным поставить на докладе резолюцию, что ты хочешь быть главой комитета.

Будь так добр, напиши королю Умберто, чтобы он дал согласие и помог в строительстве нашего храма. Он попечитель собора святого Николая в Бари, хотя у папы на него ставропигиальные права. Участок на сегодняшний день куплен на имя частного лица, очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда идет трамвай прямо до базилики - наилучшее местоположение и замечательно дешево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток[14]. …да почиет на этом предприятии благословение св. Николая и да станет это умилительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести»[15].

Доклад был одобрен Императором, который сделал на нем приписку собственной рукой: «и в 1912 г.».

Одновременно Николай II учредил Барградский комитет и стал первым жертвователем, пожаловав от себя и Императрицы 10 тыс. рублей[16]. Главой Барградского комитета был назначен вице-председатель ИППО князь А.А. Ширинский-Шихматов[17].

         Академик архитектор Алексей Викторович Щусев, только что закончивший по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны успешное строительство Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия, где она была настоятельницей, был приглашен Палестинским обществом
для проектирования храма Святителя Николая и паломнической обители в 1910 году. После перенесения проекта в Бари заказ сохранился за зодчим, более того, он стоял у самых истоков этого предприятия.

На первоначальных эскизах Щусева паломнического комплекса в Бари прослеживается связь с предшествующим проектом для Мир. Композиция
плана симметрична, в ее центре — снова пятиглавый храм, странноприимные номера расположены в боковых крыльях.

В процессе дальнейшего проектирования Щусев все больше отходил от мирликийского прообраза и симметричного решения.

Планируя фасады в русском стиле, архитектор обращался и к ростовской, и к владимиро-суздальской, и к новгородско-псковской, и к московской архитектуре. Подобные эксперименты со стилями характерны для творческого метода Щусева[18].

В середине-конце лета 1911 года все эскизы были снова представлены великой княгине.

В начале 1912 года, завершив работу над рассмотренным комплектом
чертежей, Щусев приступил к составлению презентационной графики, которую надлежало представить на суд императора.

30 мая 1912 года в Большом Кремлевском дворце император Николай II
рассмотрел эскизный проект Щусева и составленную им предварительную смету. Общая сумма сметы приближалась к 414680 рублям[19]. На листе с изображением западного фасада сохранилась его резолюция «Утверждаю. Николай», заверенная тогда же князем А.А. Ширинским-Шихматовым. После этого было выпущено воззвание о сборе денежных средств, проиллюстрированное фотографиями с проекта Щусева. В нем же дано краткое описание будущего сооружения[20].

Приблизительно в это же время Щусев заказал скульптору Сергею Александровичу Евсееву изготовление макета подворья из гипса с покраской.

Щусев показывал макет великой княгине Елизавете Федоровне, обсуждая с ней изменения в проекте[21].

Для непосредственного руководства ходом работ на месте Барградским комитетом была учреждена «Строительная комиссия по сооружению в г. Бари храма Святителя Николая и странноприимницы для русских паломников». В 1913 г. во время приема у Великой княгини она поручает комиссии озаботиться сооружением временного приюта и церкви в Бари для паломников, не дожидаясь окончания строительства. 23 декабря 1913 г. временная церковь была освящена во имя св. Николая Чудотворца и с тех пор в ней осуществлялось ежедневное богослужение[22].

По приглашению Барградского комитета академик архитектуры А.В. Щусев, ранее построивший Покровский собор в Марфо-Мариинской обители милосердия, выполнил проект храма и странноприимного подворья в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века, соединив здания крытыми переходами.

Храм с двухъярусной звонницей рассчитывался на 200 человек, располагал помещениями для ризницы и книгохранилища. Здание подворья-странноприимницы по плану заключало в себе: в нижнем этаже – приемную, три общие палаты для паломников, помещения для священника и смотрителя и в верхнем этаже – 3 комнаты для паломников 1-го разряда, 14 комнат 2-го разряда, парадные покои для почетных гостей и общую столовую. В третьем этаже южной части дома намечено было помещение для псаломщика. В полуподвальном помещении южной части дома, имевшей большие окна, предполагалось сделать обширную народную трапезную со сводчатыми потолками, соединенную с находящимися в верхнем этаже кухней и хозяйственными помещениями посредством электрического подъемника. В здании странноприимницы планировались кладовые для паломнических вещей, умывальные палаты для больных паломников с небольшой приемной для врача. На внутреннем дворе возводилось отдельное здание для прачечной, бани и других хозяйственных служб, устраивались водоемы для хранения дождевой воды, колодец. Все свободное место вокруг занимал сад с цветником. Общая сумма сметы приблизилась к 414680 рублям.

Разработанный А.В. Щусевым по указанию комитета план был одобрен Великой княгиней и в день празднования перенесения мощей св. Николая Чудотворца, 9 мая 1913 г., состоялась торжественная закладка подворья. По окончании богослужения была прочитана присланная Великой княгиней Елизаветой Федоровной телеграмма: «Соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников. Помоги вам Бог. Нахожусь на богомолье. Теперь еду на торжество канонизации Святого Ермогена. Елисавета»[23].

Автор проекта академик А.В. Щусев так­же прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу».

Современники так описывают церемонию закладки: «9 мая в назначенное для закладки время, около 5 часов пополудни, русский участок стал быстро наполняться приглашенными почетными гостями. Все свободное место вблизи помоста было занято тысячной толпой нарядно одетых итальянцев, с любопытством ожидавших начала русского церковного торжества. Среди присутствовавших находились президент провинциального совета сенатор Баленцони, городской голова города Бари профессор Сабино Фиорезе с членами городского совета, президент Апулии города Витто Манцари, консулы иностранных государств, а также представители местных газет при полном, однако, отсутствии католического духовенства...

Итальянские гости восхищались самобытностью русского церковного зодчества и выражали удовольствие, что на долю города Бари выпала честь приютить у себя столь красивые и художественные здания, которые, несомненно, станут лучшим украшением города.

В тот же день вечером городской голова Сабино Фиорезе телеграфировал председателю Барградского комитета: “Закладка храма, которую Императорское Православное Палестинское общество посвящает святителю Николаю Чудотворцу, скрепляет узы, соединяющие наш город с благородным русским народом, воины которого в минуты пережитого Италией бедствия оказали ей самоотверженную помощь. В качестве истолкователя этих чувств выражаю горячее пожелание счастья вашему Государю и величия славянским народностям ”[24].

Эти телеграммы князь А.А. Ширинский-Шихматов имел счастье при особом всеподданнейшем докладе повергнуть на всемилостивейшее благовоззрение государя императора, покровителя комитета, тотчас по возвращении Его Императорского Величества с юбилейных празднеств, имевших место в Москве и городах Поволжья. Его Императорское Величество, ознакомившись с содержанием телеграмм, благоизволил собственноручно начертать на докладе:“Искренне благодарю. Желаю успешного окончания постройки храма”».).

Строительство подворья в Бари постепенно приближалось к завершению, и Барградский комитет настоял на осмотре уже проведенных работ пожизненным членом Императорского Православного Палестинского общества князем Императорской крови Олегом Константиновичем. Прибыв в Бари 3 июля 1914 года, он на протяжении нескольких дней подробно изучал состояние дел, давал многочисленные указания по самым разным вопросам. Среди его пожеланий были такие, как изменение способа отопления всех помещений с печного на пароводяное и смена глухой каменной ограды подворья на легкую железную решетку, которая позволила бы лучше видеть храм со стороны улицы.

Князь Олег в течение двух дней осматривал по­стройку, а затем созвал заседание Стро­ительной комиссии. Покидая Бари 15 июля, Олег взял с собой некоторые доку­менты, намериваясь лично доложить о результатах своей ревизии великой кня­гине Елизавете Федоровне[25].

До начала Первой мировой войны ос­тавалось 4 дня. Жить ему оставалось не­сколько месяцев. 27 сентября 1914 года князь Олег был смертельно ранен в бою в Галиции и два дня спустя скончался.

19 июля (1 августа) 1914 г. Российская империя вступила в Первую мировую войну.

Члены строительной комиссии были озабочены оказанием помощи русским, в спешке покидавшим Европу из-за начала военных действий. Тем не менее, строительство продолжалось.

После вступления Италии в войну против Австро-Венгрии на стороне России в мае 1915 года Барградский комитет распорядился предоставить помещения странноприимного дома итальянскому Красному Кресту под лазарет для раненых воинов, несмотря на то, что внутренние работы еще не были закончены[26].

После этого оставалось осуществить лишь отделку и художественное оформление интерьеров.

В середине 1915 года Палестинское общество обратилось к Щусеву с просьбой составить проект меблировки ризницы, в связи с идеей организации при подворье музея русской художественной старины с целью «использовать сооружаемые по древнерусским образцам барийские здания для ознакомления дружественного нам итальянского народа и посещающих Италию иностранцев»[27].

К началу 1916 года сформировалась концепция росписей храма Святителя Николая в Бари. В качестве прообраза были выбраны фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря, проба стилизации под которые в Николо-Александровском храме Петербурга оказалась удачной. Для исполнения утверждены художники В. А. Плотников и В. С. Щербаков[28].

Для создания цветового акцента паломнического ансамбля важно было найти подходящего живописца. Существуют документы об одобрении Елизаветой Федоровной эскизов Николая Константиновича Рериха к некой иконе святителя Николая, которые могли бы относиться к рассматриваемой теме. По этому же вопросу летом 1914 года Щусев писал художнику.

Привлекала эта работа и Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина, который уже несколько раз сотрудничал с архитектором.

Выявлена акварель Петрова-Водкина «Михаил Архангел»для крыльца
церкви. Меч архангела опущен, легкий разворот фигуры в сторону ступеней как бы приглашает взойти. За его спиной древний город на морском берегу — условное изображение Бари. В левой руке он держит православный храм, тем самым снова вводится символическая взаимосвязь с образом Николы Можайского, который, подобно Михаилу Архангелу, охраняющему вход, стоит на страже подворья.

Параллельно с работами Петрова-Водкина для росписей в Бари рассматривались предложения двух молодых художников — Александра Евгеньевича Яковлева и Василия Ивановича Шухаева.

В издании Барградского комитета 1915 года указано: «стены парадных покоев, приемной, трапезных. Передней и внутренних переходов, а также на лестницах предположительно покрыть теремной росписью, наиболее отвечающей древнерусскому виду всего здания»[29].

В конце февраля 1917 года столица погрузилась в беспорядки и революционные волнения, произошел государственный переворот.

После отречения от престола Императо­ра Николая II Елизавета Федоровна сочла необходимым отказаться от своего поста, чтобы ни в чем не повредить в сложившейся ситуации даль­нейшей деятельности Общества.    

9 апреля 1917 г. Совет уже не «импера­торского» Православного Палестинского Общества принял отставку Ве­ликой княгини. Жить ей оставалось немногим более года.

        К сожалению, Октябрьская революция положила конец исканиям художников. Проект Щусева так и не был полностью завершен. Плотников умер в охваченном мятежом Петрограде; Яковлев, Шухаев вскоре оказались в эмиграции. Та малая часть работы над росписями, которая была выполнена до революции, позволяет понять, что в Бари готовилось не только религиозное, но и громкое художественное событие, задуманное с привлечением многих крупнейших мастеров того времени[30].

9 мая 1998 года по соглашению Мос­ковской Патриархии с муниципалитетом города Бари Щусевский храм и часть странноприимного дома (так называе­мые царские покои) были переданы Русской Православной Церкви.

В 2008 году был завершен процесс возвращения Рос­сии всего Барградского подворья.

В год 100-летия памяти семнадцати представителей Императорского Дома Романовых, пострадавших в годы революционного террора 1918 – 1919 гг., особенно значимым представляется восстановление исторической правды. Важные страницы российской истории были переписаны по идеологическим причинам. 300-летняя история дома Романовых была фальсифицирована, славные дела наших предков преданы забвению. В их числе молитвы и труды миллионов безымянных жертвователей и почитателей Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, подвиг российских Императоров и Великих князей - создателей Императорского Православного Палестинского общества, Русской Палестины на Ближнем Востоке и Барградского храма с подворьем в Италии. Император Николай II, Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна были инициаторами и активными участниками этих великих дел. Их высочайшая духовная культура, беззаветная преданность Вере и Церкви, личное благочестие, самоотверженное служение Отчеству и народу стали тем основанием, на котором строилось благополучие и процветание России. Молитвами Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца желаю всем Вам мира и спасения.



 Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С.82-83

 Безобразов П.В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. Исторический очерк. 1. Император Александр Патриарх Поликарп//Сообщения ИППО, 1911. Т.XXII, вып. 1. С. 20-52Ф

 А.Н. Иерусалимское патриаршее в Москве подворье, что у Арбатских ворот. М., 1881

Лисовой Н.Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды, сб.35, М., 1999. С.39

Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. М., 1994. С.96-97

Н.Н. Лисовой – «Презеденты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел.Кн. Сергия Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны. – Православный Палестинсикй сборник., - 100-й выпуск – М., 2003, с.105

Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его дея­тельность за истекшую четверть века. 1882-1907. Вып. 1. Русские учреждения в Святой Земле до 1889 г. СПб., 1907. С. V.

Дмитриевский А.А. Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба// Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1907, вып. 3-4. С.426.

Письма преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны; [сост. Т.В. Коршунова, Е.Н. Понкратова, О.С. Трофимова] – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011. С. 141

Хохлова Н.А. Андрей Николаевич Муравьев литератор. СПб., 2001.

Филарет (дроздов), митрополит. Письма к А.Н. М˂уравьеву˃. 1832-1867//Публик. И комм. А.Н. Муравьева. Киев, 1869

АВПРИ, ф. РИППО, оп. 373/1, д.195. Л. 18-18 об.

АВПРИ. Ф. РППО. Оп.. 873/1. Д..681. Л.5

Письма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: Православное сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011. С.157,158

Там же. С. 196.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д.682.Л. 47

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-1930), князь, русский государственный и общественный деятель, тверской губернатор, гофмейстер Высочайшего Двора, действительный статский советник, прокурор и управляющий Московской синодальной конторой, обер-прокурор Святейшего Синода, сенатор, член Государственного Совета, участник монархического движения в России и эмиграции, публицист. Руководил подготовкой торжеств по прославлению преп. Серафима Саровского в 1903 г. Вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества при Великой княгине Елизавете Федоровне, в 1917 г был избран Председателем общества. После отъезда заграницу возглавил Совет Палестинского общества в эмиграции.

Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 22

«Наш долг служить и сеять…». Миссионерская деятельность Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М. : ДАРЪ; Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. С. 72-74.

Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 50

Щусев А.В. Странноприимный дом и храм во имя св. Николая Мирликийского в гор. Бари в Италии//Зодчий. №3, СПб, 1914. С.25-27

«Наш долг служить и сеять…»... С. 291-192. Временная церковь была разобрана в 1921 г. после освящения нижнего храма подворья во имя св. Спиридона Тримифунтского.

Юшманов В.Д. Закладка русского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Бари. СПб., 1913. С. 7.

Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 34-36.

Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. С. 299-300.

Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 111

Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 58-59

Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 153

Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 55

Колузаков С.В. Казанский вокзал А.В. Щусева. Невыполненный замысел «Мира искусства»//Третьяковская галлерея. №2 (55)М., 2017 Приложение.

К 152-летию со дня рождения Императора Николая II

N34

19 мая в день святого праведного Иова Многострадального мы отмечаем день рождения Государя Императора Николая II. В Ветхом Завете образ святого праведного Иова - это прежде всего образ Надежды и Веры, которые человек проносит через страдания. В своём рождении, произошедшем в день такого святого, Государь видел предопределение судьбы. И мы, памятуя о сложной и трагической судьбе Императора,  считаем важным подчеркнуть эту особенную связь дат, которую выделял он сам: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: "Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня".

ib1833

В честь праздника - дня рождения Государя Императора Николая II, для всех неравнодушных, питающих сочувствие к судьбе Императора и его семье, Фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" подготовил небольшой видео-каталог. Каталог уникален тем, что в него вошли мемориальные предметы, связанные с жизнью Императора Николая II, дополненные научной атрибуцией наших специалистов. Эти вещи были представлены на последних выставках, которые организовывал Фонд ЕСПО в России и Германии. Предметный ряд интересен как специалистам, так и всем, интересующимся историей России. 

Жизнь Императора Николая II всегда была подчинена долгу и служению Отечеству и день его памяти является для всех нас поводом помнить об этом: «Я питаю твердую и абсолютную уверенность, что судьба России — моя собственная судьба, и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил», - Император Николай II. 

Рассказ о пещерном храме монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

2435467

Новый выпуск "Гефcиманских этюдов", созданный насельницами монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, представляет собой рассказ-размышление о пещерном храме. 

В Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре состоялась панихида по Великому Князю Сергею Александровичу

IMG 1016-12-05-20-11-07 11 мая  в храме преподобного Романа Сладкопевца в  Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре состоялась панихида по Великому Князю Сергею Александровичу. Заупокойное богослужение  в усыпальнице бояр Романовых, где с 1995 года покоится Великий Князь, из-за пандемии коронавируса совершалось без прихожан и представителей общественности. "Душа его во благих водворится, и память его в род и род..."

IMG 1017-12-05-20-11-07

IMG 1019-12-05-20-11-07

 

По информации пресс-службы Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. 

164 года назад родился Великий Князь Сергий Александрович

 1455580228cc8

11 мая (29 апреля) 1857 года Царском Селе в семье Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны на свет появился пятый сын, порфирородный первенец - маленький Великий Князь Сергий Александрович. Этому событию предшествовало паломничество Императорской четы в Троице-Сергиеву Лавру во время коронационных торжеств. Там, у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского  Августейшие родители дали обет назвать ребенка, тогда еще носимого под сердцем матери, именем святого Сергия. 

20151112-007

О рождении сына в Императорской семье возвестил 301 пушечный выстрел. Родившийся под покровом молитв преподобного Сергия Радонежского, младенец стал особым ребенком для матери. 30 апреля 1857 года фрейлина Императрицы Анна Фёдоровна Тютчева в своем дневнике записала: "У Императрицы вчера, 29 апреля, родился сын - маленький Великий Князь Сергий Александрович. Никогда не забуду этот день, потому что я испытала столько страхов и столько радости, сколько никогда в жизни". Анна Тютчева вспоминала: "Как был взволновал Государь, как он плакал и как Государыня испугалась, не услышав крика младенца сразу после его появления на свет, как потом она обрадовалась и покрыла дитя поцелуями, что приятно поразило Гармана, полагавшего, что она слишком холодна для такого порыва". Рождение Царевича Сергия святитель Филарет Московский назвал "Знамением во благо".

d0b2-d0b4d0b5d182d181d182d0b2d0b5-d181d0b5d180d0b3d0b5d0b9-d0b0d0bbd0b5d0bad181d0b0d0bdd0b4d180d0bed0b2d0b8d187

Сохранились бесценные подробности крестин новорожденного Сергия, которые были назначены на 27 мая - день Святой Троицы: "Младенец очень кричал, когда его погружали в воду, мазали миром и остригали. Эти крики вполне могли успокоить императрицу, и как только церемония закончилась, я побежала сказать императрице, что её августейшим сын чувствует себя отлично", - писала в своем дневнике Анна Тютчева, первая воспитательница Великого Князя. Анна Фёдоровна всегда отмечала кроткий и ласковый характер маленького Великого Князя. 

velikii knjaz Sergei Aleksandrovich v otrocheskom vozraste

Великий Князь Сергий Александрович получил прекрасное образование, обучаясь у известных педагогов, обладавших глубокими знаниями в разных областях науки. Он хорошо разбирался  в социальных, политических и экономических вопросах, тяготея к гуманитарным дисциплинам, к изучению истории и культуры, одним из его педагогов был видный историк С.М. Соловьев. С детства мальчик проявлял выдающиеся душевные качества - почитание родителей, патриотизм и глубокое благочестие. Великий Князь Сергий Александрович был глубоко верующим человеком, искренне любя Православную веру, богослужения. В своих записках его воспитатель Дмитрий Сергеевич Арсеньев отмечал, что он всегда "молился со слезами" и "на коленях". С детских лет маленький Сергий во время Божественной Литургии присутствовал в алтаре, учился понимать богослужение.

scale 1200

Большую роль в христанском воспитании Великого Князя Сергия Александровича сыграли его мать Императрица Мария Александровна и протоиерей Иоанн Рождественский, настоятель малой церкви Зимнего дворца, выбранный самой Императрицей. От матери Великий Князь унаследовал любовь к музыке, живописи и поэзии. Она воспитала в нём сострадательность и доброту.

alb2 8

knyaz sergey aleksandrovich 640

Снимок экрана 2021-05-11 в 0.15.17

Следуя совету своих учителей и наставников Великий Князь Сергий Александрович во взрослой жизни хранил "себя в правде и чистоте мысли", свято храня детскую веру, старался "ставить себя перед Богом". Выдающийся сын Отечества, настоящий подвижник Земли Русской, 17 февраля 1905 года он принял мученическую смерть, как Воин Христов.  

17 2 015-2

eef91f6282a7f76189392e85cf97de2f--grand-duke-the-younger

454677 900

unfotknv4

Снимок экрана 2021-05-11 в 0.22.36

11 мая 2021 года исполняется 164 года со дня рождения Великого Князя Сергия Александровича. В этом году памятная дата приходится на Радоницу - особый день Пасхального поминовения усопших. По традиции в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в храме преподобного Романа Сладкопевца, в усыпальнице бояр Романовых, состоится панихида по Великому Князю. В этот же день в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына пройдет VII церемония вручения Международных премий имени первых Председателей Императорского Православного Палестинского Общества - Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.  

«Это радость со слезами на глазах...» День Победы в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

Снимок экрана 2020-05-11 в 13.08.54

Дорогие друзья!

Рады поделиться с Вами новым видеоэтюдом насельниц монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Новая работа посвящена празднованию Дня Победы и акции "Бессмертный полк" на Святой Земле.С Праздником! 

К 163-летней годовщине со дня рождения Великого Князя Сергея Александровича

Снимок экрана 2020-05-11 в 10.53.31

11 мая исполняется 163 года со дня рождения Великого Князя Сергея Александровича. Ежегодно в этот день делегация Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» посещала Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, где в храме Романа Сладкопевца, в усыпальнице бояр Романовых совершалось заупокойное богослужение по Великому Князю. В этом году из-за пандемии коронавируса елизаветинцам не удалось побывать в усыпальнице в день рождения Сергея Александровича, но мы хотим вспомнить события 1900-1903 годов с участием Великого Князя и его августейшей супруги Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, связанных с устройством в монастыре храма в честь небесного покровителя рода Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.07.22

Новоспасский мужской монастырь являлся местом погребения представителей знатных родов и, прежде всего, бояр Романовых, начиная с XVI века. В 1543 году в подклете Спасо-Преображенского собора Новоспасского мужского монастыря был похоронен родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин, окольничий при царе Василии III, в 1586 году – отец Патриарха Филарета – боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, в 1631 году - мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа. По историческим данным и документам в усыпальнице находилось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников.

Снимок экрана 2020-05-11 в 10.52.55

Новоспасский мужской монастырь 1900-1912 гг

Храм в честь небесного покровителя боярского, а затем и царского рода Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора Новоспасского мужского монастыря был устроен по предложению настоятеля архимандрита Климента (Стояновского) в память о посещении обители Императором Николаем II с августейшей супругой - Императрицей Александрой Фёдоровной во время их пребывания на Пасхальных торжествах в Москве в 1900 году. Посещение обители вместе с генерал-губернатором Москвы Великим Князем Сергеем Александровичем состоялось 13 апреля. Августейшие гости осмотрели монастырь и побывали в родовой усыпальнице, где помолились за упокой погребенных царских прародителей.

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.15.03

Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна приняли самое деятельное участие в благоустройстве усыпальницы бояр Романовых. К работе над проектом будущего храма в честь святого преподобного Романа Сладкопевца, расположенного под алтарем Спасо-Преображенского собора, был приглашен академик архитектуры Сергей Устинович Соловьёв. Иконы были написаны известным мстёрским иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым. Был обустроен новый вход в усыпальницу с крыльцом в русском стиле и мозаичным образом Спаса Нерукотворного Образа. Ветхие надгробия были заменены на новые и покрыты шитыми ткаными покровами. В усыпальницу было проведено духовое отопление, а также выстлан новый мраморный пол. Освящение храма Романа Сладкопевца в 1902 году совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в присутствии Московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.03.32

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.07.16

В 1903 году Император Николай II вместе с супругой – Императрицей Александрой Фёдоровной вновь посетил древнейшую православную обитель. Вместе с Августейшей четой – Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной они осмотрели склеп бояр Романовых и новую благоустроенную церковь, об этом событии Государь-Император оставил запись в своём дневнике от 16 апреля 1903 года: «Поехали в Ново-Спасский монастырь, знакомый нам по 1900 году. Спустились в склеп первых бояр Романовых, который теперь украшен новою церковью и вообще содержится в значительно лучшем виде, чем прежде. Зашли и в собор, где осмотрели ризницу».

Снимок экрана 2020-05-11 в 10.50.23

События, происходившие в России после 1918 года, стали тяжелейшим испытанием для древнейшей православной обители Москвы. В монастыре большевиками был организован исправительно-трудовой лагерь, усыпальница подверглась разорению. В разное время в обители располагались столовая, склад, бомбоубежище, мастерская реставраторов-жестянщиков с токарными станками. Возрождение Новоспасского мужского монастыря началось в 1991 году с возвращением обители Русской Православной церкви.

Снимок экрана 2020-05-11 в 10.18.24

17 сентября 1995 года в усыпальницу бояр Романовых были торжественно перенесены останки мученически погибшего Великого Князя Сергея Александровича, которые были обретены во время ремонтных работ на Ивановской площади в Кремле в 1985 году. Это событие дало новый импульс к началу больших восстановительных работ в усыпальнице, в результате которых археологам под внушительным слоем мусора, кирпича и штукатурки удалось обнаружить белокаменные саркофаги и деревянные колоды захоронений представителей Царского Рода Романовых. Останки были собраны и повторно погребены по церковному чину.

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.04.21

Наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря митрополит Воскресенский Дионисий, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин, Глава Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", Заместитель Председателя ИППО Анна Витальевна Громова в Новоспасском монастыре 11 мая 2019 года

Снимок экрана 2020-05-11 в 12.12.08 

Представители Фонда ЕСПО на заупокойном богослужении по Великому Князю Сергею Александровичу 11 мая 2019 в храме Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых

Несколько лет назад Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с Фондом памяти Великого Князя Сергея Александровича при поддержке министра правительства Москвы Владимира Васильевича Черникова (08.09.1964 - 27.01.2019) было обновлено ветхое надгробие Великого Князя на новое мраморное в стилистике родового склепа. В 2018 году состоялось открытие обновленного церковно-археологического музея Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, в формирование экспозиции которого Фонд ЕСПО также внес свою лепту. По благословению наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря митрополита Воскресенского Дионисия прихожанами и почитателями памяти  Сергея Александровича ведется работа по сбору сведений для прославления Великого Князя Русской Православной Церковью. 

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.04.46

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.04.40

Директор Церковно-археологического музея Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Ирина Владиславовна Плотникова

Снимок экрана 2020-05-11 в 11.04.35

Ежегодно в день рождения Великого Князя Сергея Александровича и в день его трагической гибели в усыпальнице бояр Романовых совершаются заупокойные богослужения с участием паломников и потомков Императорского Дома Романовых, представителей Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, Императорского Православного Палестинского общества, Марфо-Мариинской обители Милосердия, общественных организаций и сестричеств. Отрадно, что ежегодно увеличивается количество молодежи, почитающей память выдающегося государственного и военного деятеля, благотворителя и мецената, погибшего от рук от заговорщиков-революционеров, принявшего смерть на поле брани с врагами Веры и Отечества.

Снимок экрана 2020-05-11 в 10.19.27

Снимок экрана 2020-05-11 в 12.56.32

Памятные мероприятия к 160-летию со дня рождения Великого Князя Сергея Александровича, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 2017

Снимок экрана 2020-05-11 в 12.55.58

Благодарим за помощь в подготовке материала директора Церковно-археологического музея Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Ирину Владиславовну Плотникову. 

Библиография:

1. А.В.Громова, Л.В.Шумская, К.П.Ковалёв-Случевский, Г.М.Маневич. «Москва – Святая Земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Каталог выставки». Государственный Исторический музей. 2 ноября 2015 – 22 февраля 2016. М., 2016

2. «Московское наследие», журнал, №5, 2017 

В Москве простились с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой

maxresdefault4

9 мая 2020 года в Москве состоялось прощание с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой. Заупокойное богослужение совершил настоятель Спасского храма села Усово о. Дионисий Казанцев. Богослужение совершалось Пасхальным чином, утверждающим торжество Жизни над смертью, добра над злом. В условиях пандемии прощание с Ольгой Николаевной проходило в узком кругу. По окончании заупокойной службы о. Дионисий обратился к присутствующим со словами соболезнования от имени Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и прихода Спасского храма села Усово, где Ольга Николаевна бывала не раз.

FullSizeRender-10-05-20-12-53

IMG 0970-10-05-20-12-51

Крест из белых роз от Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество"

Ольга Николаевна Куликовская-Романова скоропостижно скончалась 1 мая 2020 года на 94-м году жизни. Она вела активную благотворительную и общественную работу, продолжая дело своего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова и его августейшей матери Великой Княгини Ольги Александровны. Ольга Николаевна, согласно ее  воле, будет похоронена в Торонто на кладбище Йорк рядом с супругом.

 

 

Всем защитникам Отечества посвящается!..

 Снимок экрана 2020-05-10 в 13.40.21

Дорогие друзья!

В юбилейный год 75-летия Победы  в Великой Отечественной Войне,  к 175-летию Императора Александра III Фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" готовит выставку, посвящённую Славной истории и Доблести Лейб-Гвардии полков Русской Императорской Армии, состоявших под Августейшим Шефством представителей Российского Императорского Дома, и всем верным военной присяге. Открытие экспозиции было запланировано ко Дню Победы - 9 мая, но  в обстоятельствах времени открытие пришлось отложить.Находясь на изоляции специалисты Фонда ЕСПО продолжали работу на темой и подготовили для Вас фильм - путешествие в историю Ратного подвига Императорской Фамилии. Весь изобразительный и предметный ряд будет  задействован в предстоящей выставке. С Днём Победы!