ßíäåêñ.Ìåòðèêà

И.Н.Слюнькова "Хронология строительства и начало истории Ливадийской Вознесенской церкви в документах"

 

 Снимок экрана 2020-08-09 в 7.40.22

В продолжение публикации об именинах Императрицы Марии Александровны и  строительстве храма Вознесения Господня в Ливадии, который 4 августа посетила глава Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Витальевна Громова, публикуем уникальный материал - извлечения из готовящейся к печати книги "Большая церковь Вознесения в Ливадии" Инессы Николаевны Слюньковой, доктора архитектуры, искусствоведа, члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук. По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, стараниями прихода Крестовоздвиженской церкви в Ливади несколько лет назад началось возрождение Вознесенской церкви, которая некогда располагалась в Императорской резиденции и была построена по высочайшему повелению и при самом деятельном участии Императрицы Марии Александровны. Мы рады, что имеем возможность поделиться с Вами интереснейшим материалом, который выходит на сайте Фонда ЕСПО в день рождения автора! От всей души поздравляем Инессу Николаевну с праздником и желаем крепкого здоровья, творческих успехов и Божией помощи в научных и просветительских трудах!

Хронология строительства и начало истории Ливадийской Вознесенской церкви в документах. (Извлечения из готовящейся к печати книги  И.Н.Слюньковой «Большая церковь Вознесения в Ливадии»)

Церковь Вознесения Господня в Ливадии является выдающимся памятником русского церковного искусства и занимает особое место в истории и культуре. Она одной из первых в России была построена в византийском стиле, как воплощение идеи возрождения традиции подлинных греческих древних христианских святынь с опорой на новые знания и открытия в области архитектурно-археологической науки. Основателем, покровителем, жертвователем храма выступала Императрица Мария Александровна, и строился он по монаршему заказу, трудами лучших мастеров Императорской Академии художеств.

За храмом исторически закрепилось название приходская или кладбищенская церковь, его именовали также Большая Ливадийская церковь, в соотнесении с Малой дворцовой Крестовоздвиженской церковью. Памятник утрачен, его разобрали в ходе работ по устранению последствий землетрясения 1927 года, нанесшего огромный ущерб застройке Ялты.

С наступлением времени возвращения утраченных святынь, принято решение о восстановлении Вознесенской церкви в Ливадии. За основу взята концепция воссоздания порушенного храма в его первоначальных формах архитектуры. Работы начаты в 2016 году и осуществляются по инициативе Епархиальных властей, Священства и прихода Крестовоздвиженской церкви в Ливадии, при поддержке городской администрации Ялты.

Историко-архитектурные исследования, как выясняется, ранее не проводились, и открытием сегодня становится каждый новый факт, тем более, неизвестные ранее подлинные исторические раритеты принадлежавших храму предметов, проектных художественных материалов. На фоне пробелов знаний, информационного голода, интерес представляют любые сведения и свидетельства прошлого. И все же, на первое место необходимо поставить исследование исторической хроники Вознесенской церкви, которая может послужить на будущее каркасом всестороннего достоверного изучения памятника.

В рамках статьи постараемся осветить ход начала истории храма. Предпочтение отдается сухому изложению фактов, почерпнутых из фондов Российского государственного архива (РГИА) и дополненных краткими пояснениями и комментариями. Изложение документов намеренно приближено к текстам оригинала, максимально используется прямое цитирование источников. Итак, пунктирно проследим основные решения по основанию и строительству, другие события истории Вознесенской церкви в Ливадии.

1 мая 1869 года.

Документально, под этой датой зафиксировано первое из известных упоминаний об основании по воле Императрицы Марии Александровны в Ливадии «небольшой кладбищенской церкви». Отмечалось, что церковь строится, «в виду значительного числа служащих и рабочих Православного исповедания, доходящего в рабочую пору до 200 человек» (1). Государыня «соизволила указать на Иеромонаха Херсонеского монастыря Епифания. Ему поручалось отправлять службы в дворцовой церкви во время пребывания в Ливадии Высочайшего Двора и преподавать Закон Божий в Ливадийской школе» (2).

16 июля 1869 года.

В Департамент уделов были переданы первые чертежи проекта храма и сметы, подготовленные архитектором «имения Ея Величества Ливадии» А. Пако. По ряду замечаний главный архитектор Уделов и ректор Академии художеств по архитектуре, профессор А.И. Резанов отклонил проект. Монархиня не поддержала и проект, предложенный самим А.И. Резановым.

23 Сентября 1871 года.

Находясь в Ливадии, Императрица сама определила местоположение будущего приходского храма. Она «изволила осматривать местность подле кладбища, на котором предполагалось строить церковь... нашла место красивым, но неудобным в том отношении, что церковь алтарем должна быть обращена на почтовую дорогу, а главным фасадом упираться в гору, поросшую мелколесьем, почему Государыня Императрица изволила осмотреть еще два места – одно против прежнего места, через почтовую дорогу, а другое, где ныне выстроена казарма музыкантов и, после осмотра было приказано архитектору Венсану сделать промеры обеих местностей и представить их Министру Императорского Двора» (3). Приходский храм планировалось разместить в районе застройки посадов имения, на территории, что находилась вдоль шоссе и севернее комплекса зданий музыкантской казармы.

Мария Александровна выбрала для храма участок со сложным рельефом, между дорогой и территорией питомника древесных растений садового хозяйства Ливадии. Со стороны шоссе несложно было устроить подъезд ко входу в церковное здание. Окружающее пространство было свободно от застройки, и потому, наполнено воздухом и светом. Отсюда открывались дальние виды на природу, горы, море. К востоку от храма местность представляла собой обширное плато, стремительно спускавшееся по склону вниз, в сторону виноградников и комплекса построек винодельни, за ними следовала синяя гладь воды в ореоле неба. Построенный на этом месте храм великолепно раскрывался целиком, во всем своем объеме ои был виден отовсюду, из разных точек имения.

26 сентября 1871 года.

Высочайше утверждены планы и фасады Вознесенской церкви по проекту А.Г. Венсана. Он поступил на службу архитектором Ливадии, ему же был поручен проект «на постройку в имении Ливадия дома для помещения церковнослужителей и школы» (4). Архитектор окончил Академию художеств в мастерской И.А. Монигетти, который в 1862–1866 годы перестраивал купленную Александром II в Крыму усадьбу Л.С. Потоцкого, превратив ее в изысканный императорский дворцово-парковый ансамбль. Вознесенская церковь являлась органичным продолжением и развитием архитектуры Ливадийского имения.

Проект Вознесенской церкви А.Г. Венсана, согласно принятым пространственным и конструктивным решениям, опирался на образец кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, построенного в 1011 году византийским императором Василием II, – знаменитого и самого крупного в Греции памятника средневизантийского периода. Другим источником влияния греческой архитектуры на проект А.Г. Венсана очевидно являлось церковное искусство монастырей Афона. Об этом свидетельствует форма купола, опоясывающая по периметру здание наружная галерея, пластическое решение фасадов Вознесенской церкви. В епархиальных документах 1884 года архитектура Большого Ливадийского храма определялась как «смешанный Греко-Византийский стиль» (5).

Июль 1872 года.

Подготовлен и подписан договор подряда на производство строительства храма, на сумму 74000 р., по которому исполнителями каменных работ были французские подданные Эдмон Бушар и Евгений Дюкро (6). К сроку сентября 1873 года они обязались выполнить все каменные работы до купола и покрыть церковь временной крышей. Затем, к 1 декабря 1874 года должны были вывести купол и окончить прочие монтажные работы. В помощь А.Г. Венсану на время строительства храма был назначен архитектор В.А. Шрётер, поступивший на службу в Ливадию в должности младшего архитектора (7).

20 августа 1872 года.

Управляющий имением Я.М. Лазаревский докладывал, что «Государыня Императрица повелела передать в Управление имением две иконы Богоматери, одну в мраморной раме, а другую в металлической и дарохранительницу с тем, чтобы они были помещены во вновь строящуюся церковь» (8). Подаренная в Ливадийский храм икона Божией Матери в мраморной раме, как следует из других документов, являлась произведением кисти профессора живописи Т.А. Неффа, и ранее она украшала личные покои Марии Александровны в Зимнем дворце.

30 января 1873 года.

Императрица составила реестр 73 богослужебных предметов, а также предметов ризницы для Вознесенской церкви Ливадии. Опись открывалась перечнем 41 иконы и указанием на плащаницу (9).

30 января 1873 года.

Сообщалось о намерении Марии Александровны приобрести предметы утвари для Вознесенской церкви в московском предприятии золотых, серебряных и бронзовых изделий. А.М. Постникова, из тех его работ, что экспонировались на Политехнической выставке в Москве 1872 года. В одном из писем личного секретаря монархини говорилось: «Государыня Императрица повелеть мне изволила спросить... заказана ли утварь вновь строящейся церкви в Ливадии. Если заказ еще не сделан, то Ея Величеству угодно, чтобы в число нужных церковных предметов были взяты бронзированные сосуды с принадлежностями, представленные Ей на этих днях Московским фабрикантом Постниковым, бывшие на последней Московской Выставке и отличающиеся замечательною гравировкою, прекрасным рисунком и тщательною работою. Вместе с тем Ея Величеству угодно было повелеть уведомить Вас, что для постройки Церкви у Нея уже есть готовая дарохранительница /ковчег/, каковой заказывать не нужно» (10).

Снимок экрана 2020-08-08 в 12.40.41

А.Г. Венсан. Фасад приходской церкви в Ливадии. 1871. Фрагмент. РГИА. Публикуется впервые

Снимок экрана 2020-08-09 в 7.36.27

Однако монархиня придерживалась правила рачительного расходования средств. От намеченной было покупки изделий известного ювелира она отказалась в пользу повторного применения и продолжения жизни предметов церковной утвари, ранее помещавшихся в старом московском храме, переехавшем в другое здание. Утварь и ризницу для Вознесенской церкви решено было взять из упраздненной церкви Землемерного училища в Москве (Константиновский Межевой институт), что размещалась на Старой Басманной улице в усадьбе А.Б. Куракина. В 1867 году учебное заведение было переведено в усадьбу Демидова, по Гороховскому переулку и заняло здание, построенное в 1789–1791 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова.

unnamed 1

Портрет Императрицы Марии Александровны. Вторая пол. 1860-х. - 1 л.: Литография

25 мая 1873 года.

В присутствии Императора и Императрицы состоялась церемония закладки Ливадийской приходской церкви во имя Вознесения Господня. Церковную службу на освящение храма провел иеромонах Епифаний из Херсонесского монастыря.

3 октября 1874 года.

Рапортом управляющего имением Ливадия сообщалось о новых вкладах Марии Александровны в строящуюся церковь: «Вследствие повеления Государыни Императрицы... перед отбытием Ея Императорского Величества из Ливадии, передала мне 4 иконы, крест и Евангелие, поименованные в прилагаемой описи, предназначенные Ея Императорским Величеством для помещения вместе с прежде переданным образом Божией Матери в мраморной раме, работы Неффа, в строящейся новой кладбищенской Церкви в Ливадии... поручить строителю церкви архитектору Венсану иметь в виду помещение икон при окончательной отделке и убранстве Церкви» (11).

3 октября 1874 года.

А.И. Резанов представил на Высочайшее утверждение программу росписей Вознесенской церкви. В общих чертах она согласовалась с принципами монументального убранства храма Христа Спасителя в Москве, работы над которым в то время возглавлял А.И. Резанов. Разумеется, с учетом назначения и размеров приходского храма Ливадии, архитектор предлагал для него гармоничное, величественное, но более простое и лаконичное решение интерьера. Стены и своды намечено было украсить по преимуществу орнаментальным рисунком с редким включением в росписи священных ликов, евангельских сюжетов.

10 марта 1875 года.

Отделка храма была возложена на «архитектора Венсана, под главным наблюдением Старшего Архитектора Департамента Уделов», то есть А.И. Резанова (12). Согласно утвержденной программе, на высочайшее рассмотрение он представил два варианта росписей интерьеров Вознесенской церкви, подготовленных А.Г. Венсаном. С оговорками был утвержден один из них, в большей степени отвечавший условию все «внутренние стены, столбы и арки храма покрыть фресковой живописью, расписав их орнаментами в стиле церкви» (13). По высочайшем рассмотрении проекта, сообщалось о ряде замечаний, которые касались рисунков орнаментов и цветовой гаммы росписей.

12 марта 1875 года.

По указанию Императрицы начали заниматься благоустройством территории вокруг храма. В состав работ входили планировка местности, разбивка дорожек, покупка и посадка деревьев, на сумму 3000 р. Вокруг храма планировалось построить ограду с тумбами, стоимостью до 1000 р. Сохранился «Проект железных ворот для въезда в местность, отделяемую под кладбищенскую церковь в Ливадии», за подписью А.Г. Венсана.

30 апреля 1875 года.

Департамент уделов заключил договор с художником М.П. Клодтом на написание для Вознесенской церкви шестнадцати икон на сумму 4100 и 660 р. (14). Тринадцать из них предназначались для иконостаса, их следовало исполнить на холсте, масляными красками. Две другие большие праздничные иконы, посвященные Вознесению Христову и парному образу Александра Невского и Марии Магдалины, должны были занять свое место во фронтальных киотах, которые располагались за поддерживающими купол массивными столбами, симметрично, по разные стороны от иконостаса. Художнику поручалось также написать настенный образ снаружи, над дверями, в украшение входа в храм. Представленные мастером эскизы, по художественным соображениям, Мария Александровна вынуждена была вернуть художнику. Как писали, «Государыня Императрица изволила сделать замечание, что на этих рисунках бросается в глаза отсутствие пропорций в фигурах: головы слишком малы в сравнении с ростом» (15). Кроме того, М.П. Клодта попросили представить Императрице другие исполненные им работы по порученным иконам, которых у него не было. Для разъяснения ситуации мастер вынужден был прибегнуть к посредничеству учившегося у него рисованию Великого Князя Сергея Александровича. После внесения художником поправок в первоначальные эскизы, вопрос благополучно разрешился.

7 июля 1875 года.

Для создания большого настенного образа в алтаре А.И. Резанов рекомендовал академика М.Н. Васильева, «обязавшегося написать запрестольный образ Воскресения Христова за 650 р.» (16). С подобной задачей художник только что блестяще справился в Николаевской церкви на Братском кладбище в Севастополе, построенной в 1870 году по проекту архитектора А.А. Авдеева. Однако Императрица желала видеть в своем храме другое, а именно, – те моленные образа, которые давно уже стали для нее неотъемлемой частью повседневной жизни, олицетворением дома, постоянства, покоя.

Сообщалось, что представленный мастером «эскиз не одобрен... Ея Императорскому Величеству угодно, чтобы Воскресение Господне было для Ливадийской церкви изображено по другому образцу, а именно по известной иконе Профессора Неффа, оригинальный экземпляр коей находится в мраморной раме, в опочивальне Ея Величества в Зимнем дворце...» (17). Согласно воле заказчицы, М.Н. Васильев написал для Ливадии копию картины Т.А. Неффа «Воскресение Господне».

12 ноября 1875 года.

Из рапорта А.И. Резанова понятно, как разрешилась неопределенность в вопросе о росписях стен и сводов храма. Оставив в стороне предыдущее постановление, А.Г. Венсану поручено было представить новый проект, который в итоге был одобрен (18). Этот чертеж сохранился, и мнение Александра II на нем зафиксировано в приписке: «Высочайше утверждено... и приказать изволил наблюсти, чтобы при выполнении раскраски купола и других частей синим колером были употреблены самые светлые оттенки» (19).

11 декабря 1875 года

Заключен подряд на церковное Евангелие и Крест с мастерской московского фабриканта серебряных изделий В.И. Сазикова, на срок до 15 марта 1876 года. Рисунки этих церковных принадлежностей подготовил А.И. Резанов.

17 декабря 1875 года.

Сделано письменное указание «о пеленах и воздухах, переданных по повелению Государыни Императрицы для Кладбищенской Вознесенской церкви – воздухи и пелена из шелковой материи лиловаго цвета с набивным золотым узором» (20).

12 января 1876 года.

А.И. Резанов представил рапорт с перечислением всех предметов, заказанных для завершения строительства и обустройства Вознесенской церкви. Изготовление паникадила, по оригинальному рисунку А.Г. Венсана, за 1600 р. было поручено мастерской бронзовщика Беца. Ему же был заказан надкупольный крест на 500 р.

Крупный заказ был передан Петербургской мастерской Ф. Шопена. В него входили выносные подсвечники; лампада к Тайной Вечери о шести свечах; лампада к запрестольному образу о трех свечах; четыре позолоченных подсвечника без свечников для катафалка (21).

Предметы церковного шитья, две хоругви заказаны были мастерской академика Шильцова.

Подряд на шесть медных с железными языками колоколов был отдан петербургскому литейщику Петру Васильеву (22). Там же по рисункам архитектора отливали дверные, оконные и печные приборы. Кровельное железо поставлялось русскими заводами.

1 марта 1876 года.

В Петербурге по проекту А.Г. Венсана был изготовлен низкий двухъярусный иконостас, как это было принято в произведениях церковной архитектуры византийского стиля. Иконостас из темного сухого дуба с двумя боковыми киотами исполнил столярный мастер Карл Егорович Керем за сумму 3850 р. (23). Он же изготовил «выносной, запрестольный крест с подставкою и две палки с крестиками и бронзовыми золочеными прутьями для хоругвей». Третий договор был заключен на производство шкафов для ризницы по рисункам А.Г. Венсана, дословно, «на устройство и постановку вдоль стены ризницы дубового шкафа с полками для хранения риз и церковного имущества» (24).

Снимок экрана 2020-08-09 в 7.48.02

10 апреля 1876 года.

Подготовлен документ об определении штата храма, в котором подробно говорилось об организации в Ливадии церковного прихода, в дополнение к имевшимся в Ялте церквям. Состав клира определяли одновременно на обе церкви имения, с учетом обычных для императорской резиденции колебаний численности прихожан, связанных с пребыванием или отсутствием в Ливадии царской семьи. Установлен был порядок регулярного  ведения и хранения метрических книг Вознесенской церкви и исповедных росписей. Причт состоял из Архимандрита, Протодиакона и Псаломщика: Позднее указывалось, что «Архимандрит по Высочайшему Повелению определен с 28-го Мая 1869 года. Протодиакон по Повелению Ея Величества определен с 16-го ноября 1878 года. Псаломщик определен Епархиальным начальством с 1870 года. Притч получал жалование от Департамента уделов. Архимандрит-1000 руб., Протодиакон – 800 руб., псаломщик – 480 руб.» (25). Церковными суммами и хозяйственной частью по церкви заведовало Удельное управление. В нем, а не в церкви, вели и хранили приходно-расходных книги по храму (26).

22 июля 1876 года.

Состоялось торжественное освящение церкви.

Вначале, по решению Императрицы Марии Александровны, освятить новую церковь было положено в день храмового праздника: «Кладбищенскую церковь высочайше повелено освятить по ея окончании, и, если возможно, накануне праздника Вознесения Господня, в честь которого она строится» (27). Однако к назначенному числу 15 июня полностью завершить работы не удалось. По докладу из Ливадии вынуждены были отложить церемонию, и отвечавшие за сроки чиновники вышли с предложением новой датой торжеств назначить «день тезоименитства Государыни Императрицы 22 июля» (28). Освящение состоялось в присутствии Александра II, храмоздательницы Марии Александровы и членов императорской фамилии. Совершение обряда освящения возглавлял Епископ Таврический и Симферопольский, Преосвященный Гурий. В то же лето, по завершении торжеств, перед отъездом из Ливадии, Императрица пожаловала в Вознесенскую церковь икону Христа Спасителя «с рамкою и ризою, раскрашенными под золото и эмали, с серебряным вызолоченным ободком» (29).

Под опекой и непосредственным руководством Императорской четы Вознесенскую церковь продолжали благоустраивать и в дальнейшем. Самым значительным новшеством в уже действующем храме была установка витражного остекления, позволявшего увеличить полезную площадь и вместимость церковного здания. 

И.Н. Слюнькова

доктор архитектуры, чл.-кор. Российской академии архитектуры и строительных наук.

НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Московская духовная академия.

______________________________

1 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 1.

2 - Там же.

3 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 37–37об.

4 - Там же. Л. 58

5 - ГААРК. Ф. 219, оп. 1, д. 163.

6 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 123.

7 - Там же. Л. 110

8 - РГИА. Ф. 515, оп .29, д. 764. Л. 1–1 об.

9 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 100.

10 - Там же. Л. 100.

11 - Там же. Л. 190-190 об.

12 - Там же. Л. 211.

13 - Там же. Л. 211 об. 

14 - Там же. Л. 236.

15 - Там же. Л. 167–167 об.

16 - Там же. Л. 257 об.-258.ё

17 - Там же. Л. 293.

18 - Там же. Л. 311-311 об.

19 - РГИА. Ф. 515, оп. 87, д. 1116. Л. 9.

20 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 314.

21 - Там же. Л. 464-464 об.

22 - Там же. Л. 260, 307.

23 - Там же. Л. 231.

24 - Там же. Л. 286.

25 - ГААРК. Ф. 219, оп. 1, д. 163.

26 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .921. Л. 2 об.

27 - Там же. Л. 6–6 об.

28 - РГИА. Ф. 515, оп. 29, д. .914. Л. 424.

29 - Там жк. Л. 449.

В Звенигороде простились с Верой Александровной Кондрашиной

 

 116709542 3405264879538209 4034959876783899574 n

4 августа в Звенигороде простились с Верой Александровной Кондрашиной, кандидатом культурологии, старшим научным сотрудником Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, автором множества научных работ по истории Звенигородского уезда и Саввино-Сторжевского монастыря, другом и единомышленником Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество".

IMG 1400-05-08-20-11-52

Отпевание в Успенском соборе на Городке совершили настоятель храма архимандрит Иероним, протоиереи Тарасий Вдовин и Александр Карлюк.  Об упоконеии души новопреставленной Рабы Божией Веры молились родственники и коллеги, сотрудники  Звенигородского музея и Фонда ЕСПО, близкие и друзья. 

IMG 1399-05-08-20-11-52

Вера Александровна Кондрашина похоронена на Звенигородском Верхнепосадском кладбище. Царствие Небесное и Вечная память...

4 августа в Ливадии почтили память Императрицы Марии Александровны

 image-1

4 августа, в день святой равноапостольной Марии Магдалины, в Крестовоздвиженском храме Ливадийского дворца почтили память Императрицы Марии Александровны, августейшей владелицы этих мест.

Снимок экрана 2020-08-04 в 18.31.30

Снимок экрана 2020-08-04 в 18.31.23

Божественную литургию возглавил настоятель храма, протоиерей Дмитрий Гоцкалюк. За богослужением молилась глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова. По окончании литургии была отслужена панихида по Императрице Марии Александровне, регулярно посещавшей Ливадию с 1861 года и принимавшей самое деятельное участие в благоукрашении и развитии имения.

Панихида по Императрице Марии Александровне в Крестовоздвиженском храме Ливадийского дворца, 4 августа 2020

Первый приезд Императорской Семьи в Ливадию состоялся в конце августа 1861 года. Усадьба в Крыму, на Южном побережье как нельзя лучше подходила для  климатического лечения Императрицы, страдавшей чахоткой. Августейшая гостья была очарована красотой ливадийских пейзажей с бескрайним синим морем и подступающими к нему горными склонами. По желанию Императрицы на территории имения начались строительные работы по возведению новых и перестройке уже существующих зданий. Реализацией проекта занялся архитектор Высочайшего двора и Царскосельских дворцов, профессор архитектуры Ипполит Антонович Монигетти. Императрица Мария Александровна, доверяя вкусу знаменитого зодчего, стремилась расширить уже существующий господский дом с обязательным выделением в самостоятельное, отдельное здание церковь, архитектурное исполнение которой необходимо было, по задумке августейшей владелицы, выдержать в традициях старинных православных храмов. Дворцовая церковь была возведена в византийском стиле и освящена, по желанию Императрицы, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь должна была стать сокровищницей и хранилищем религиозный реликвий Российского Императорского Дома. 

220px-MariaAlexandrovna. by Ivan Makarov 

Чин великого освящения дворцового храма состоялся в августе 1866 года. Организацией всех торжеств, связанных с церемонией, занялся брат Императора Александра II, Великий Князь Константин Николаевич. Великие Князья  - девятилетний Сергей и шестилетний Павел Александровичи, понимая всю важность происходившего, старались во всем помогать дяде и достойно представлять своих августейших родителей. Вечером 22 августа в дворцовой церкви началась первая всенощная, а уже на следующий день с утра Ливадия стала наполняться гостями. Из Ореанды приехали Великий Князь Константин Николаевич со своим старшим сыном Николаем, и вместе с Великими Князьями Сергеем и Павлом Александровичами вошли в церковь, где были встречены епископом Симферопольским Алексием  и духовенством…В 12 часов кончилась литургия, и все гости были приглашены к завтраку в Большой дворец (1). 

01386 20150325 120912  

01386 20150425 232218  

 

Стараниями действующего прихода Крестовоздвиженской церкви, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в Ливадии ведется работа по возрождению православного храма Вознесения Господня, который был возведен в 1876 году по решению Императрицы Марии Александровны  и на её средства. Храм был задуман для всех, кто жил и трудился в имении в то время, как Крестовоздвиженскую церковь могли посещать только члены Императорской Фамилии. В 1927 году во время сильного землетрясения храм был разрушен, а его  остатки были разобраны горожанами на строительные материалы. Возрождение православной святыни началось в 2017 году к 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Чтобы соблюсти полное внешнее сходство с прежним храмом, здание возводится по старинным чертежам и фотографиям. Место строительства выбрано на возвышенности, с которой открывается вид на Ялту. В день небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны- святой равноапостольной Марии Магдалины глава Фонда ЕСПО Анна Витальевна Громова и протоиерей Дмитрий Гоцкалюк посетили Вознесенский храм, который станет еще одной лептой в деле  прославления Царской Семьи и представителей Императорского Дома Романовых - выдающихся полководцах, государственных деятелях, меценатах и благотворителях. 

Снимок экрана 2020-08-04 в 17.41.14

Глава Фонда ЕСПО Анна Витальевна Громова и протоиерей Дмитрий Гоцкалюк у храма Вознесения Господня в Ливадии 

ХРАМ-с-подписью

 

Снимок экрана 2020-08-04 в 17.41.25

 

Вознесенский храм возводится на пожертвования. Узнать подробнее о ходе строительства и внести свою лепту в строительство можно по ссылке: https://livadiadom.ru/hram-pamyatnik/

(1) В подготовке статьи использованы материалы из книги М.А.Земляниченко «Дворцовая церковь в Ливадии: история Крестовоздвиженского храма» и сайта https://livadiadom.ru/

 

4 августа – день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины

 p1ain01t10kg61e4khpt1d163djb

4 августа Русская Православная Церковь совершает память  святой равноапостольной Марии Магдалины - святой покровительницы Императрицы Марии Александровны – супруги Императора Александра II, матери Великого Князя Сергия Александровича, августейшей владельцы Императорской усадьбы «Ильинское-Усово», выдающейся благотворительницы и подвижницы.

Maria Alexandrovna by Winterhalter 1857 Hermitage

Гессен-Дармштадская принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария прибыла в Россию  в сентябре 1840 года, а 17 декабря перешла в православие с именем Мария. Катехизацией Марии Александровны занимался протоиерей Василий Бажанов, настоятель Царскосельской церкви, а обряд присоединения Принцессы к православию совершил Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.  Бракосочетание Цесаревича Александра Николаевича и Цесаревны Марии Александровны состоялось в Большой церкви Зимнего дворца 28 апреля 1841 года в присутствии всей Императорской Фамилии, дипломатического корпуса и многочисленных иностранных гостей. В Императорской Семье полюбили новую родственницу, «сумевшую завоевать сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней». (Воспоминания Великой Княжны Ольги Николаевны. Сон юности. 1825-1846).

Mihaly Zichy - Coronation of Alexander II 1857 Hermitage detail 01

М.Зичи. "Коронация Александра II в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года"

По точному замечанию доктора исторических наук Петра Владимировича Стегния, Императрица Мария Александровна стала сподвижницей Императора Александра II  в осуществлении Великих реформ, уничтоживших крепостничество, коренным образом изменивших сферы государственного управления. С её именем связано создание в России в 1867 году Российского общества Красного Креста, она являлась покровительницей разветвленной системы благотворительных учреждений в России, положила начало созданию всесословных женских учебных заведений, большое внимание уделяла вопросам воспитания и образования. Её роль велика и в распространении русского присутствия в Святой Земле, Императрица всячески поддерживала деятельность собирателя Русской Палестины, архимандрита Антонина (Капустина).

Имп. Мария Александровна 1877

Примером социального служения, милосердия и заботы о ближних стала деятельность Императрицы Марии Александровны в подмосковной усадьбе “Ильинское-Усово”: для крестьян была построена больница, школа, сельское и народное училища. Интересно, что имение в Ильинском было исторически, событийно и в художественном плане тесно связано  с Ливадийским дворцом, поскольку в строительстве и благоустройстве императорских усадеб в Подмосковье и Крыму принимал участие архитектор Александр Иванович Резанов, крестник Императора Александра I.

404194 original

Императорская усадьба "Ильинское-Усово"  

На годовщину кончины августейшей подвижницы её дети приобрели на Елеонской горе в Иерусалиме участок земли, где был возведен пятикупольный храм в русском стиле в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

tOJoQALn

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

4 августа, в этот праздничный день Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» поздравляет  с именинами всех, нареченных именем  Мария  в честь святой равноапостольной Марии Магдалины - жены-мироносицы из города Магдала, ближайшей и, пожалуй, самой ревностной ученицы Господа Иисуса Христа, первой возвестившей о Воскресении Христовом. Мы также спешим поздравить с престольным праздником насельниц монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, с днём ангела Императрицы Марии Александровны, небесной покровительницы обители наряду с её невесткой, святой преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной.

1150866 800

Утро Воскресения. Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве

В подготовке материала использованы:

1.          Каталог  международной выставки «Гессенские Принцессы в Российской истории», П.В.Стегний «Императрица Мария Александровна», Музей Икон во Франкфурте- на- Майне, 2017-2018.

2.          Слюнькова И.Н «Царская, великокняжеская резиденция Ильинское и Усово». М.: БуксМарт, 2016.

Фонд ЕСПО выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Веры Александровны Кондрашиной

 Снимок экрана 2020-08-04 в 3.04.21

Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам в связи с кончиной известного историка, краеведа, археографа Веры Александровны Кондрашиной.

116718134 3405267436204620 5733406225617672972 n

Кандидат культурологии, автор более чем 50 научных, научно-популярных и краеведческих работ, участник российских и международных научных конференций, Вера Александровна всю свою жизнь посвятила работе в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. Это были 50 лет служения науке в родном и дорогом ее сердцу Звенигороде. Экскурсии, встречи, беседы по истории – события, организованные Верой Александровной для юных звенигородцев в 1980– 2000-е годы, живы в сердцах теперь уже взрослых, успешных исследователей, специалистов музейного дела.

116769639 3405266262871404 4869456492314485578 n

Вера Александровна Кондрашина

117090322 3405267899537907 8888496220639696189 n

116698022 3405266852871345 1950591406377459115 n

Человек невероятно открытый и отзывчивый, добросовестный исследователь,  Вера Александровна была всегда в центре научных и культурных событий, являлась постоянным участником Елисаветинско-Сергиевских чтений, гости которых с большим интересом встречали доклады Веры Александровны об истории Звенигородского уезда и его августейших жителях. Она часто выступала с лекциями в Звенигородской библиотеке, школах, в культурном центре им. Любови Орловой, вела занятия по истории и иконографии в воскресной школе при Успенском соборе на Городке. 

116711523 3405265706204793 8665815186632493514 n

В своей жизни Вера Александровна, будучи глубоко верующим человеком, следовала идеалам милосердия и добра.  Настоящим событием для всех интересующихся историей Подмосковья и Императорской усадьбы «Ильинское-Усово» стало издание в 2014 году при поддержке Фонда ЕСПО  и Департамента СМИ и рекламы города Москвы книги Веры Кондрашиной «Звездой мне служат путеводной любовь и красота: Святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна на благодатной Звенигородской земле». На основе новых, никогда прежде не публиковавшихся материалов, связанных с жизнью Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, Вере Александровне удалось открыть новые страницы великокняжеской биографии, посвященные их благотворительной деятельности в Звенигородском уезде и в подмосковной усадьбе.

book-kondraschina-350

Всегда полная сил и энергии, новых идей и творческих планов, Вера Александровна до последних дней посещала выставки и концерты, выступала на конференциях, занималась исследованиями в архивах и библиотеках. В центре её научных интересов в последнее время была тема образования в Звенигородском уезде.

Снимок экрана 2020-08-04 в 0.18.28

Участники и гости XXI Елисаветинско-Сергиевских чтений, 1 ноября 2018 года, Государственный Кремлёвский дворец

Снимок экрана 2020-08-03 в 23.46.51

Вера Александровна Кондрашина на XXI Елисаветинско-Сергиевских чтениях, 1 ноября 2018 г., Государственный Кремлёвский дворец

116753500 3405265966204767 5137277755695684812 n

Веры Александровны не стало 2 августа. Молитвы об упокоении новопреставленной рабы Божией Веры 4 августа будут возноситься  в храме Успения на Городке города Звенигород и в Ливадии, в дворцовой Крестовоздвиженской церкви Императорского Дома Романовых.

Царствие Небесное и Вечная память…

В день памяти святого пророка Ильи в подмосковных селах Ильинское и Усово состоялись праздничные богослужения

 243567.x

IMG 1386-03-08-20-11-54

Божественная литургия в Спасском храме села Усово, 2 августа 2020

2 августа Русская Православная Церковь совершает память святого ветхозаветного пророка Ильи. В этот день праздничные богослужения прошли в храмах исторической Императорской усадьбы «Ильинское –Усово», где особо почитается святой пророк, в честь которого в начале 17 века был освящен деревянный храм в селе Лужское. Благодаря появлению церкви Ильи Пророка село стало называться Ильинским, о чем свидетельствовала запись в книге Патриаршего Приказа за 1618 год: «… церковь Ильи Пророка, что на Москве реке, в государевом дворцовом селе Ильинском». 

tema139svjatyni 2

Ильинский храм с. Ильинское, городской округ Красногорск

Новая каменная церковь, которая стоит в Ильинском по сей день, была возведена в 1736 году по проекту русского зодчего А.П.Евлашева. В 1818 году  к Ильинской церкви были пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и апостола Иоанна Богослова. Через десять лет была возведена колокольня.

Maria Alexandrovna by Winterhalter 1857 Hermitage

Императрица Мария Александровна

Августейшие владельцы усадьбы «Ильинское-Усово» Императрица Мария Александровна, Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна проявляли особую заботу и попечение о церквях своего имения: Спасском храме села Усово и Ильинской церкви. Ежегодно на престольные праздники совершались крестные ходы, ярмарочные гуляния и благотворительные базары. «Нужно было видеть августейших помещиков в селе Ильинском в день престольного праздника, в ильин день, среди крестьян после обедни на ярмарке. Почти всё привозимое скупается ими и здесь же раздаривается крестьянам от мала до велика. Крестьяне сёл Ильинское, Усова и других, как дети, сердечно сроднились с их Высочествами», - вспоминал настоятель Спасского храма села Усово, протоиерей Константин Махаев (1843-1932).

46b426c10a6411904fa2b182a598e029

Елисаветинский крестный ход

Отрадно, что память о добрых и заботливых владельцах усадьбы в Ильинском и Усово, об их благотворительной деятельности и социальном служении не просто возрождается, но крепнет в сердцах местных жителей. Стараниями Фонда ЕСПО при поддержке Одинцовского и Красногорского благочиний, при участии местных администраций  ежегодно в день тезоименитства Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны из Ильинского в Усово проходит Елисаветинский крестный ход, объединяющий молитвенным шествием два старинных подмосковных села.  В Ильинском храме также свято чтится икона святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны с частицей мощей, а один из приделов храма по просьбе прихожан, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен в честь святой преподобномученицы. В Спасском храме села Усово также хранится и почитается икона святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары с частицами мощей, привезенная из Иерусалима. 

2 1

Икона свяой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей, Ильинская церковь с. Ильинское

В день памяти святого Ильи Пророка хочется еще раз напомнить, что в Ильинском Фондом ЕСПО при поддержке администрации Красногорского городского округа ведется работа по возрождению исторических зданий Императорского усадьбы. В скором времени в зданиях Родильного приюта и  Лазарета раненым воинам и будут созданы музеи, которые станут точками показа национального туристического проекта «Императорский маршрут» в Подмосковье.  

Фонд ЕСПО планирует создание выставки к 300-летию Московского Синодального хора

g1 В 2021 году исполняется 300 лет со дня основания Московского Синодального хора. Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» планирует принять участие в торжественных мероприятиях и создать экспозицию, посвященную истории хора, его выдающимся деятелям и попечителям. 31 июля Председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова в сопровождении генерального директора Российского национального музея музыки Михаила Аркадьевича Брызгалова посетила музей-квартиру Николая Голованова в Брюсовом переулке Москвы. Во встрече также приняли участие Светлана Витальевна Гнутова, заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева, эксперт Министерства культуры по культурным ценностям, и Татьяна Анатольевна Алтушкина, руководитель проекта «Русская классическая школа».

g6

Гости ознакомились с экспозицией музея, где сосредоточено богатейшее наследие композитора, пианиста и дирижера: его коллекции картин М.Нестерова, К.Коровина, В.Верещагина, А.Головина, многочисленные скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, личный архив, а также книжная и нотная библиотеки. Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» уже сотрудничал с музеем во время подготовки выставки «Москва - Святая Земля Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны», состоявшейся в 2015 году в Государственном историческом музее. В этот раз также была достигнута договоренность о предоставлении экспонатов для выставки, посвященной 300-летию Московского Синодального хора, одним из солистов и дирижеров которого являлся Николай Семенович Голованов.

g5

Еще во время учебы Николая Семеновича в Синодальном училище церковного пения Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна приглашала его в качестве регента на службы в Николаевском дворце Кремля. В 1909 году Николай Голованов окончил училище со званием регента первой степени и учителя пения первого разряда и был оставлен в Москве в качестве помощника первого регента Синодального хора, а также преподавателя. В это время Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна пригласила талантливого юношу на должность регента хора Марфо-Мариинской обители милосердия, где он успешно служил до 1911 года. По окончании Московской консерватории в 1915 году Николай Семёнович начал выступать как симфонический дирижер оркестра Большого театра. Позже Николай Голованов вспоминал: «Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, привило мне священную любовь к труду…»

g2

Проведение праздничных мероприятий к 300-летию Московского Синодального хора, находившегося под особым попечением Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, запланировано ко дню рождения августейшей благотворительницы – 1 ноября 2021 года. В программе: выставка Фонда ЕСПО и музыкально-концертные мероприятия.

g3

Синодальный хор - старейший в нашей стране профессиональный музыкальный коллектив, ведущий свою историю еще с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом. Синодальный хор является участником именитых международных фестивалей – Брукнерфест, Московский Пасхальный, Рождественский фестиваль духовной музыки, Международный Великопостный и многие другие.  При хоре также действуют Детское отделение МСХ (руководитель Наталья Асмус), Молодёжный Синодальный хор (руководитель Михаил Котельников) и симфонический оркестр Voce Anima (руководитель Алексей Медведев).Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

image-01-08-20-11-31

С днем святой великомученицы Марины (Маргариты)

116263933 3855714124456100 3685807008344582973 n

В день памяти святой великомученицы Марины (Маргариты), 30 июля в Спасском храме села Усово Глава Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Витальевна Громова поздравила с именинами руководителя международных проектов Фонда ЕСПО Маргариту Петровну Стегний.

116295138 3855725634454949 6415759272762680031 n

Радость праздника с прихожанами и сотрудниками Фонда разделила народная артистка России Ильзе Марисовна Лиепа, пребывавшая на богослужении.

116371036 3855726284454884 840212967235022093 n

Всех Марин и Маргарит с Днём Ангела!

Глава Фонда ЕСПО Анна Громова поздравила с юбилеем заслуженного архитектора России Андрея Анисимова

i20C5B14T

28 июля Председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова поздравила с юбилеем известного российского храмоздателя Андрея Альбертовича Анисимова.

Глубокоуважаемый Андрей Альбертович!

Приход Спасского храма села Усово сердечно поздравляет Вас с Юбилеем и желает Вам крепкого здоровья и помощи Божией в Вашей многогранной созидательной деятельности на благо России и Русской Православной Церкви. Мы благодарим Вас за неоценимый вклад, который Вы вносите в возрождение традиций древней церковной архитектуры, в популяризацию исторического наследия и объединения талантливых зодчих нашей страны.

В этот радостный день хочется отметить Ваши созидательные труды по сохранению православных святынь в самых разных уголках России, Ваши талантливые проекты в области церковного зодчества. Каждый возведенный Вами храм – пример высокого профессионализма, сопряженного с глубокой православной верой, когда Вашей командой мастеров-единомышленников от наброска до полного воплощения (благоукрашения интерьера храма и водружения креста) создается новый уникальный образец церковного зодчества.

Пребывая за молитвой в Спасском храме села Усово, мы любуемся его великолепным белокаменным убранством, произведениями мастеров возглавляемой Вами Ассоциации «Гильдия Храмоздателей», сумевшими создать уникальный интерьер в традициях ранневизантийского церковного искусства. Наш храм, благодаря и Вашим стараниями, на протяжении 10 лет является духовным центром старинного подмосковного села Усово, входившего в Императорскую усадьбу «Ильинское-Усово», владельцами которой являлись Императрица Мария Александровна, Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.

Дорогой Андрей Альбертович, свой день рождения Вы встречаете в расцвете сил и творческой энергии. Мы желаем Вам вдохновения и новых идей, чтобы Ваша деятельность приносила Вам только радость. Пусть всё в Вашей жизни будет хорошо по милости Божией!

Приход Спасского храма села Усово и помощник настоятеля

Громова Анна Витальевна

 

Андрей Альбертович Анисимов – российский архитектор, специализирующийся на православной церковной архитектуре. Заслуженный архитектор РФ, академик Академии Архитектурного Наследия, член-корреспондент Международной Академии Архитектуры, член Совета по архитектуре Союза архитекторов России. Руководит творческим объединением «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова», возглавляет Правление «Гильдии храмоздателей». Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

iWOTOPYRD

Родился в 1960 г. в Москве, окончил МАрхИ. С 1985 по 1987 год работал главным архитектором города Когалым. Более 30 лет проектирует и строит исключительно храмы. В 1987 г. учредил Творческое объединение при Архфонде Союза Архитекторов СССР, которое в 1994 году было преобразовано в «Товарищество реставраторов». В 2004 году к товариществу были присоединены «Мастерские Андрея Анисимова», в состав которых вошли проектно-строительная, белокаменная, мозаичная, иконописная, позолотная мастерские. Давняя дружба связывала «Товарищество реставраторов» со многими ведущими современными церковными архитекторами, художниками, иконописцами и искусствоведами. Созданная в 2013 году в Москве «Гильдия храмоздателей» позволила закрепить это многолетнее плодотворное сотрудничество и расширить горизонты совместной творческой деятельности. За многолетние плодотворные труды на благо России и Русской Православной Церкви отмечен множеством церковных и общественных наград.

a11

Анна Витальевна поздравила Андрея Альбертовича с юбилеем, поблагодарила за работу по сохранению культурно-исторического наследия и православных святынь России, за возрождение традиций древнего церковного зодчества, особенно отметив работу мастеров «Гильдии храмоздателей» по благоукрашению Спасского храма села Усово.

a2

f4

По окончании торжественной части состоялась экскурсия по выставке "Современное православное искусство из собрания Валаамского монастыря", которую представил  епископ Троицкий Панкратий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.  Во время знакомства с выставкой у Анны Витальевны Громовой и Андрея Альбертовича Анисимова родилось совместное решение о создании в декабре, в дни памяти Святителя Николая Чудотворца, экспозиции, посвященной многогранной работе мастеров «Гильдии храмоздателей» в музее православного просветительского центра «Усово-Спасское».

Подготовлено по материалам www.tovrest.ru, www.gildehram.ru

Глава Фонда ЕСПО Анна Громова и советник губернатора Московской области Нармин Ширалиева посетили культурно-выставочный комплекс «Знаменское-Губайлово»

IMG 1287-24-07-20-02-27

23 июля Председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова, советник губернатора Московской области Нармин Октаевна Ширалиева посетили культурно-выставочный комплекс «Знаменское-Губайлово», расположенный в центре города Красногорска. От Администрации Красногорского округа гостей встречал советник главы Вадим Елизаров. Во встрече также приняли участие заместитель председателя Центрального совета ВООПИиК Евгений Соседов и представитель Первого Заместителя Администрации Президента Чеченской Республики  Вера Николаевна Стрельникова.

IMG 1274-24-07-20-02-27

Сотрудники музейно-выставочного комплекса показали гостям экспозицию, размещенную в одном из усадебных флигелей. Анна Витальевна Громова осмотрела помещения, где осенью 2020 года Фонд ЕСПО планирует создать выставку, которая впоследствии переедет в отреставрированное здание Лазарета в Ильинском, где разместится Музей «Августейшие владельцы усадьбы «Ильинское-Усово» и Российское Общество Красного Креста». «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» планирует тесное сотрудничество с музейно-выставочным комплексом «Знаменское-Губайлово» в области музейно-выставочной и экскурсионной деятельности, а также развитии национального туристического проекта «Императорский маршрут».

IMG 1282-24-07-20-02-27

Также гости осмотрели усадебный комплекс Знаменское-Губайлово, созданный Василием Михайловичем Долгоруковым-Крымским, побывали в парке и посетили усадебную Знаменскую церковь, где их встретил настоятель храма протоиерей Владимир Шафоростов, секретарь епархиальной комиссии по реставрации и строительству. На территории храма размещен мемориал, посвященный всем павшим воинам за Веру и Отечество и Новомученикам Российским, в храме находится икона с частичкой мощей святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, храм украшен замечательными мозаиками авторства А.Корноухова и А.Денисенко. На территории находится часовня-усыпальница купцов Поляковых, последних владельцев усадьбы, известных московских меценатов и благотворителей. Приходом Знаменского храма ведется большая социальная и просветительская работа, действует Свято-Георгиевская гимназия, функционирует фонд помощи семьям с приемными детьми и детьми-инвалидами "Одигитрия", существует ансамбль Знаменских барабанщиков, ставший лауреатом многочисленных конкурсов.

IMG 1279-24-07-20-02-27

IMG 1281-24-07-20-02-27

IMG 1288-24-07-20-02-27

Архитектурный ансамбль усадьбы «Знаменское-Губайлово» включает главный дом, служебные флигели, жилой флигель начала XXвека, часовню-усыпальницу купцов Поляковых, конный двор и дом управляющего. С севера усадьбы располагается ландшафтный парк с искусственными прудами.На сегодняшний день архитектурно-парковый ансамбль сохранился практически целиком и является памятником культурного наследия федерального значения. С 2014 года в западном флигеле усадьбы размещается Культурно-выставочный комплекс, в залах которого работают постоянные экспозиции.