«Суббота перед Вербным Воскресеньем будет для меня Великим днём» 129 лет назад Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна перешла в православие

11.04.2020

knyagine-Elizavete-Fedorovne-Romanova

«Суббота перед Вербным Воскресением будет для меня Великим днем. Все пройдет тихо в нашей маленькой церкви, а после Пасхи мы уедем в Москву» - эти слова Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна написала Цесаревичу Николаю Александровичу незадолго до самого события.

Снимок экрана 2020-04-11 в 10.10.27

Ровно 129 лет назад - 13 апреля 1891 года в субботу перед Вербным Воскресеньем в домовой Христорождественской церкви Сергиевского дворца в Санкт–Петербурге было совершено Таинство. Через обряд миропомазания супруга Великого Князя Сергия Александровича Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна с именем Елисавета – в честь матери святого праведного Иоанна Предтечи присоединилась к православию. Таинство миропомазания совершил протопресвитер Иоанн Янышев. 

28 7 15 yanyschev 

Христорождественская церковь, где Великая Княгиня приняла православие, была освящена дважды: в 1810 и в 1852 годах (после реконструкции дворца). В домовом храме находилось немало старинных икон, а в стеклянной витрине был размещен камень со святой горы Фавор с сюжетом Преображения Господня.*

Император Александр III и Императрица Мария Федоровна, относившиеся с теплотой и любовью к своей невестке, встретили событие с большой радостью. Для Государя оно было поистине долгожданным. В своем письме к брату - Великому Князю Сергию Александровичу от 17 ноября 1888 года он писал: «… Я часто об этом думал, и мне что-то внутри говорит, что Элла будет православной. Боже, как я буду счастлив, и как я буду от души и глубоко благодарить Христа за эту благодать нашему семейству! »

Снимок экрана 2020-04-11 в 10.10.58

По случаю перехода Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны в православие был издан манифест:

«Объявляем всем верным НАШИМ подданным:

Любезнейшая невестка НАША, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, познав и испытав в согласии с Своим супругом истину православия, возжелала, по державному влечению Своему, соединиться с НАМИ в вере и в общении церковных молитвословий и таинств. Сегодня восприяла Она, к великой нашей радости, Православную НАШУ веру и Святое Миропомазание.

Возвещая всем верным НАШИМ подданным о сем желанном событии, повелеваем именовать Ее Императорское Высочество Благоверною Великою Княгиней».

Император Александр III благословил Великую Княгиню иконой Спаса Нерукотворного образа, с которой она никогда не расставалась. Этот образ был при Елизавете Фёдоровне и перед Алапаевской Голгофой.**

Sergei and his wife

Решение о переходе в православие для Великой Княгини было взвешенным и обдуманным. Как отмечал архиепископ Анастасий (Грибановский), после замужества «со свойственной ей любознательностью и нравственной чуткостью молодая Великая Княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа и особенно его веру, положившую глубокий отпечаток на наш народный характер и на всю нашу культуру. Вскоре православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания, которое она нередко противопоставляла духовной бедности опустошенного протестантизма».

елизав2

Определяющую роль в духовном становлении Елизаветы Фёдоровны сыграл её супруг – Сергий Александрович. Будучи человеком глубокой и крепкой веры, он своим личным примером и истинной любовью направлял супругу. Первое знакомство 19-летней Великой Княгини с народной русской культурой и с православием происходило в Императорской усадьбе «Ильинское-Усово», куда Великокняжеская чета прибыла сразу после венчания в 1884 году. Здесь, в уединении и отдалении от Высшего света Августейшие владельцы усадьбы посещали богослужения в Ильинской церкви села Ильинское и Спасском храме села Усово. Особенно теплые отношения у Великокняжеской четы сложились с семьей протоиерея Константина Махаева, настоятеля Спасской церкви. Храмовые праздники отмечались всегда торжественно: после Божественной литургии, на которой всегда присутствовали Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, совершался Крестный ход, а затем проходили народные гуляния, ярмарка, лотерея, запускались бумажные воздушные шары. Августейшие помещики не скупились на подарки крестьянам, приобретая и тут же раздавая ярмарочные сувениры, игрушки, сладости.

tema139 8

IMG 0610-11-04-20-09-35

IMG 0612-11-04-20-09-35

Решение Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны о присоединении к православию еще больше окрепло после её поездки на Святую Землю, где в присутствии Великокняжеской четы в Гефсимании был освящен храм святой равноапостольной  Марии Магдалины, построенный в память об Императрице Марии Александровне с посвящением её небесной покровительнице  на средства её детей.

tema139 5

В 1891 году Великий Князь Сергий Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора Москвы. Понимая, что «её сердце принадлежит православию», Елизавета Фёдоровна написала своему отцу – Великому Герцогу Гессен-Дармштадтскому Людвигу IV: «Я всё время думала, и читала, и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином… ».

191511.p

krestknjazja143 2

Нового генерал-губернатора Великого Князя Сергия Александровича и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну Москва встречала с ликованием. О прибытии в первопрестольную Великокняжеской четы возвещал радостный благовест. Великий Князь с супругой, приложившись ко кресту в Успенском соборе Московского Кремля, приняв окропление святой водой, приложились к чудотворным иконам и мощам святителей Московских Петра, Ионы и Филиппа, а затем Алексия в Чудовом монастыре, откланявшись с крыльца народу. В благословение от обители Великокняжеская чета приняла икону святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца,  а затем во главе с митрополитом Иоанникием направилась в Николаевский дворец. В Первопрестольной генерал-губернатор вместе с супругой поселились в Александринском дворце, расположенном в Нескучном саду у Калужской заставы.

unnamed

«Обручившись Христу и его Делу» Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, как она сама признавалась в письме Императору Николаю II «становилась … миссионером христианской веры и дела милосердия». Именно здесь, в Москве, особенно ярко проявился её миссионерский талант. Доктор философских наук, первый ректор, президент и профессор Государственной академии славянской культуры, основатель Елисаветинско-Сергиевских чтений Изольда Константиновна Кучмаева в своей книге «Когда жизнь истинствует…», посвященной делам и культуре благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечала: «Ослепительно яркий миссионерский талант Великой княгини был очевиден всем, в ее поступках и словах все видели совершенное выражение духа национальной культуры, большое нравственное обретение общества. В ее социальной деятельности, в культуре благотворения и культуре миссионерства проявился почерк великого мастера своего дела».

_______________________________

* - своё первое паломничество на Святую Землю Великий Князь совершил в 1881 году вместе с братом Великим Князем Павлом Александровичем и двоюродным братом Великим Князем Константином Константиновичем. Поводом к поездке послужили трагические события в семье - кончина Императрицы Марии Александровы  в 1880 году и гибель от рук террориста Императора Александра II в 1881 году. Поездка была приурочена к годовщине со дня смерти Императрицы. По прибытии 21 мая в Яффу Августейшие паломники посетили Елеонскую гору, осмотрели стоящуюся церковь Вознесения Господня,  а ночь провели  у Гроба Господня, молясь об Императрице на заупокойной службе. Великие Князья еще трижды бывали  на ночном богослужении в храме Вознесения Господня и один раз присутствовали там при утреннем торжественном служении Божественной Литургии Патриархом Иерусалимским Иерофеем. В ходе поездки Августейшие паломники по совету начальника Русской Духовной миссии  в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) определили место дя строительсва храма в память о матери - Императрице Марии Александровне с посвящением ее небесной покровительнице святой равноапостольной Марии Магдалине. Во время своего первого паломничества Великий Князь Сергей Александрович увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. Сближение с отцом Антонином (Капустиным), последующая встреча  в России с В.Н.Хитрово, который давно вынашивал идею создания в особого общества для содействия Православию и русскому делу на Святой Земле, способствовали тому, что Великий Князь согласился возглавить созданное в 1882 году Православное Палестинское общество. 

Главной целью второго паломничества Великого Князя Сергея Александровича на Святую Землю в 1888 году стало освящение храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Это паломничество он совершил вместе с супругой Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной и братом Великим Князем Павлом Александровичем. Августейшие паломники посетили Сион, Крестный путь, Иосафатову долину, другие священные места, осмотрели мечеть Омара, ездили в Вифлеем и Вифанию. В Иерусалиме они осмотрели строящиеся Сергиевское и Александровское подворья, школы и больницы ИППО. Во время паломничества Великий Князь совершил восхождение на гору Фавор, где на месте Преображения Господня был отслужен молебен. Сохранилось несколько паломнических реликвий, даров,полученных Великим Князем Сергеем Александровичем во время паломничества в 1888 году. Среди них - икона "Преображение Господне", написанная на спиле дерева с горы Фавор. По возвращении Великий Князь распорядился, чтобы камень с горы Фавор, который он взял с горы во время восхождения, и икона "Преображения Господня" были вмонтиованы в доску и украшены серебряным окладом. Работы были выполнены на петербургской фирме братьев Грачевых, поставщиков двора Его Императорского Величества. Орнамент из дубовых листьев, перевитых чертополохом, исполненных в технике, имитирующей золотное шитьё, был выбран для украшения обрамления, потому что напоминал золотые позументы офицерской формы Преображенского полка, командиром которого Великий Князь Сергей Александрович был в период 1887-1891 гг. (Каталог международной выставки "Москва - Святая Земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны", 2017 )

** - "11 октября 1918 года в шахте на 11й версте от Алапаевска было найдено тело женщины, одетую в резиновую серого цвета накидку и серое платье. На шее убитой на простой ленте находились перламутровые обрезки овальной формы и крестик... на груди убитой находился "свернутый в вощеную бумагуи мешочек с лентой через шею образ Спасителя, усыпанный драгоценными камнями, на обратной стороне которого на бархатной, вишневого цвета рамке золотая пластинка с надписью "Вербная суббота 13 апреля 1891 год"... Погибшей была Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна". (В.М.Хрусталёв "" Трагическая гибель членов династии Романовых летом 1918 года под Алапаевском, 2018).