Традиции милосердия свт. Елисаветы Тюрингенской и движение сестер милосердия в годы Первой Мировой войны
- Подробности
- 08.07.2016
Автор: А.В. Громова, к.и.н., руководитель международного центра по изучению гражданского общества Института Всеобщей истории РАН, глава фонда ЕСПО
Рассматривая проблемы связанные с первой Мировой войной, нельзя обойти вниманием вопрос активизации общественной жизни в России, в частности ее гуманитарной составляющей. Значительный вклад в развитие благотворительных организаций в этот период внесли русские Императрицы из рода ландграфов Гессен-Дармштадских – Мария Александровна (супруга Александра II) и Александра Федоровна (супруга Николая II). Особое место в истории социального служения и христианского просвещения занимает личность старшей сестры последней русской Императрицы, гессенской принцессы, супруги московского Генерал-губернатора Великого Князя Сергия Александровича (сына Александра II) Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Удивительно, что эти женщины, оказавшие столь сильное влияние на формирование общественной жизни России второй половины XIX – начала XX века принадлежали к Гессен-Дармштадской династии, родоначальницей которой была известнейшая католическая святая XIII века. На протяжении столетий личность великой святой, ее жизненный подвиг и жертвенное служение соотечественникам являлось для этой семьи образом и примером для подражания.
Первой приехавшей в Россию гессенской принцессой была будущая супруга Императора Александра II Государыня Мария Александровна. Всю свою жизнь она являла образец христианской нравственности, материнской мудрости и попечения не только о собственной семье, но и о развитии просвещения, женского образования, покровительствовала Русскому присутствию в Святой земле, развитию отечественной науки и искусств. Будучи попечительницей многих православных обществ, Государыня особое внимание уделяла учреждению общин сестер милосердия, соединению подвига иночества и подвига благотворительности. В некрологе по поводу ее безвременной кончины газета «Неделя» (1880, № 21) отмечала: «Самое важное – самое незабвенное наследство, оставленное усопшей русскому Государству и народу, есть «Красный крест» …Этим учреждением имя покойной Императрицы будет переходить из рода в род».
Спустя несколько лет ее любимый сын Великий Князь Сергей сочетается браком с гессенской принцессой Эллой, внучкой королевы Виктории, лютеранкой, носящей имя свт.Елизаветы Тюрингенской, будущей прославленной в лике святых русской православной церковью – преподобномученицей Елисаветой. Ее младшая сестра Императрица Александра Федоровна также причислена к лику святых царственных мучеников.
По свидетельству современников Великая Княгиня Елизавета Федоровна сугубо почитала небесную покровительницу гессенского дома.
Н.Балуева-Арсентьева вспоминает о том, что в Рождество 1905 г. Великая Княгиня Елизавета Федоровна делала подарки в виде больших фотографий, свой портрет в костюме святой Елизаветы Тюрингенской, с личной подписью для благотворителей Москвы. Известны портреты, посланные Елизавете Васильевне Гельцер, графу Сергею Дмитриевичу Шереметьеву.
В Покровском храме Марфо-Мариинской Обители есть многочисленные изображения венгерских крестов, напоминающие о святой Елизавете Тюрингенской, дочери Венгерского короля Андрея II. Прожив всего 24 года (1207-1231), святая Елизавета была причислена к лику святых католической церковью в 1235 г. За подвиги милосердия (она известна под именем «патронессы бедных»), Святая принадлежала к ордену Святой Клары, и была последовательницей святого Франциска Ассизского (1182-1226), учредителя нищенствующего ордена монахов, проповедника любви и смирения, возвратившего монахов в мир для служения болящим и прокаженным. Святая Елизавета Тюрингенская трудилась в Марбурге, Эйзенахе, Вартбурге (Германия). Во время голода 1226 года 19-летняя Елисавета, спасла от гибели своих подданных рационально организованной помощью, раздавая не только продовольствие, но и средства (орудия, рабочая одежда, материалы) для труда и заработка. После гибели супруга ландграфа Людвига в крестовом походе святая Елисавета полностью посвящает себя служению ближним. На собственные средства она учредила первые госпитали для женщин в Марбурге во имя святого Георгия и святой Анны. Иконография святой Елизаветы Тюрингенской подтверждает выявленную духовную связь с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной: костюм сестер обители создан на основе изучения одеяния святой XIII века.
В 1910 году в Москве была издана книга Леонида Петровича Бельского «Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской Ландграфине Тюрингенской» с посвящением книги «Ея Императорскому Высочеству Великий Княгине Елисавете Федоровне».
Известные сказания о жизни святой Елизаветы Тюрингенской, такие как «чудо о кресте» и «чудо о розах» вдохновляли известнейших поэтов и композиторов на создание шедевров, а верующие христиане находили в ее житие поддержку и укрепление веры.
Начало официально разрешенному женскому уходу за больными в российских государственных лечебных учреждениях было положено императором Петром I, который в 1722 г. издал «Указ о назначении монахинь в госпитали».
В течение долгих десятилетий женщинам в лечебных учреждениях доверялось лишь исполнение сугубо хозяйственных функций
Только в XIX в. сестринское дело в России стало развиваться в двух направлениях: первое - специализированная подготовка акушерок, фельдшериц и фельдшеров; второе - преимущественно благотворительное движение «сердобольных вдов» и, позднее, сестер милосердия. Благотворительная служба «сердобольных вдов» была организована в 1814 г. в Санкт-Петербурге и в 1818 г. - в Москве. «Сердобольные вдовы», большая часть которых проживала во «вдовьих домах», созданных для приюта вдов военнослужащих, погибших на полях сражений, осуществляли надзор за порядком в больничных палатах, сопровождали врачей во время обхода, учились у них оказывать первую медицинскую помощь.
Термин «сестра милосердия» был предложен французским священником Венсаном де Полем, который в 1617 г. организовал первую общину сестер милосердия. Сестры посещали больных и бедных и, по мере сил, оказывали им помощь. В XVIII в. Венсан де Поль был канонизирован католической церковью; он считается покровителем благотворительной деятельности. В Германии, Италии. Австрии. Чехии католические общины сестер милосердия стали образовываться в первой половине XIX в. По образцу общин первых христиан создавались общины диаконис, вступлению в которые предшествовал церковный обряд. Такие общины возникли в середине XIX в. в США и на Ближнем Востоке (в Иерусалиме и т. д.).
Первая в России православная община сестер милосердия была основана по линии частной благотворительности в марте 1844 г. в Санкт-Петербурге, с 1873 г. она стала называться Свято-Троицкой. Деятельность ее продолжалась до 1917 г. В 1848 г. при Полицейской больнице для бедных и беспризорных, созданной благодаря стараниям доктора Ф.П.Гааза, организуется первая в Москве община - Никольская. Сестры этой общины снискали себе большую известность благодаря самоотверженной помощи холерным больным во время очередной эпидемии в Москве.
Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой как пример общественного служения
- Подробности
- 03.09.2014
"Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой как пример общественного служения".
Доклад студентки исторического факультета Московского государственного университета Светланы Воробьёвой
Капиталы императрицы Марии Александровны
- Подробности
- 29.07.2014
Что касается жены императора Александра II, то, когда в 1841 г. бедная дармштадская принцесса приехала в Россию, чтобы стать цесаревной, а затем и императрицей Марией Александровной, то ей был подарен императором Николаем I свадебный капитал в 150 000 руб. сер. На эти деньги приобрели две облигации, помещенные в Государственный Заемный банк. Эти 150 000 руб. стали основой состояния императрицы. Вплоть до 1857 г. Мария Александровна этими деньгами совершенно не интересовалась, и к 1 январю 1857 г. только процентов «набежало» на 45 633 руб. 29 коп.412
С 1857 г. Мария Александровна не только регулярно стала запрашивать сумму поступавших на ее счет процентов, но и вносить на свой счет дополнительные средства.413 Трудно сказать, почему пополнение капитала началось именно в 1857 г. Мы можем только предполагать: обретение нового статуса императрицы, сопряженное с новым уровнем «жалованья»? Рождение сына? Какие-то семейные проблемы?
Рубеж 1850–1860 гг. был очень непростым для всей России. В это время готовился целый пакет либеральных реформ, главной из которых должна была стать отмена крепостного права. Россия вступала на путь стремительной капитализации, со всеми издержками «дикого капитализма». В этой ситуации банковский сектор страны приобретал не только особое значение, но и определенную независимость от властных структур.
Мария Александровна. Худ. Ф.В. Никитин. 1860 г.
Напомним, что до начала 1860-х гг. «царское золото» хранилось в виде ценных (процентных) бумаг в Сохранной казне при Санкт-Петербургском и Московском Воспитательных домах. Эти структуры возникли в 1772 г., одновременно с Вдовьей и Ссудной казнами по инициативе И.И. Бецкого, тот через эти структуры собирался упрочить финансовое положение курируемых им Воспитательных домов. Кредитные учреждения при Воспитательных домах получили разрешение на прием вкладов и выдачу ссуд. Открытие казны в здании Воспитательного дома последовало в 1775 г. Основной капитал Ссудной казны составился из высочайших пожалований, единовременных и ежегодных, из приношений разных благотворителей и с разных сборов.
С 1797 г., когда императрица Мария Федоровна приняла под свое покровительство Воспитательные дома, обороты Ссудной казны значительно расширились благодаря принятым мерам к поддержанию кредита. Покровительство государственных структур привело к тому, что обороты Ссудной казны за 45 лет увеличились почти в 100 раз: к 1843 г. обороты Московской казны составляли 210 млн руб. сер. (736 млн руб. ассигнациями против 7,8 млн руб. ассигнациями в 1797 г.). К 1860 г. в Петербургской Ссудной казне находилось Собственных капиталов и вкладов на 187 млн руб. и столько же числилось в ссудах. На рубеже 1850-1860-х гг., когда началась широкомасштабная реорганизация кредитных учреждений, деятельность Ссудной казны стала сокращаться. С 1860 г. прекращается прием процентных вкладов. Владельцы билетов Ссудной казны получили право обменять их первоначально на 4 %-ные непрерывно-доходные билеты, а потом на Государственные 5 %-ные банковые билеты.
Это все упоминается к тому, что во времена Николая I действовало жесткое правило, фиксировавшее проценты по вкладам на свадебный капитал цесаревен и великих княгинь на уровне 4 % вне зависимости от экономической конъюнктуры. Но на частные вклады членов императорской семьи это повеление не распространялось, хотя «по традиции прежних лет» банки платили «по высочайшим вкладам» не менее 4 % годовых.
В довольно шаткой экономической и политической ситуации рубежа 1850-1860-х гг. Александра II не могла не заботить судьба семейных вкладов, хранившихся в процентных бумагах, их реальная стоимость напрямую зависела от банковских котировок. В то время уже случались прецеденты, когда банки в одностороннем порядке шли на изменение процентных ставок по частным вкладам. Видимо, банки позволили себе затронуть даже интересы членов императорской семьи, снизив процентные ставки по вкладам с традиционных 4 до 3 %.
Августейший хозяин Московского края (cтатья к. и. н. Д. Б. Гришина)
- Подробности
- 11.03.2014
В свой сорок шестой день рождения, 26 февраля 1891 года, император Александр III подписал Рескрипт о назначении великого князя Сергея Александровича генерал-губернатором Москвы. Неожиданное решение застало того врасплох. Вопреки сразу появившимся в обеих столицах слухам о каких-то интригах с его стороны этой должности он вовсе не искал: командование Преображенским полком было куда спокойнее и привычнее. Однако воля государя неоспорима.
По мысли императора, управление Первопрестольной и окружающим ее краем требовало решительных перемен. Четверть века важнейший регион России возглавлял князь Владимир Андреевич Долгоруков, сделавший немало хороших и добрых дел, но со временем превратившийся в этакого барина, считавшего Москву личной вотчиной. Собственные интересы князя стали преобладать над государственными, всё больше и больше разрастались финансовые злоупотребления, процветала коррупция, многие вопросы проталкивались с помощью кумовства.
Выбор императора многих озадачил: почему именно великий князь Сергей? Ответ содержался в понимании Александром III значения Москвы в жизни страны и ее роли в новом политическом курсе. Здесь ему был нужен надежнейший помощник, истинный единомышленник. Кроме того, видя в Москве ядро государственности и оплот русского духа, государь хотел вернуть ей блеск монаршей власти и тем самым подчеркнуть укрепление традиционных форм национальной политической жизни. Не переселяясь в древнюю столицу сам (а такие предложения ему высказывались), император направлял туда облаченного властью брата. «Я решился,– пишет он наследнику, – назначить дядю Сергея в Москву генерал-губернатором вместо Долгорукова, выжившего за последнее время совершенно из ума. Сергей доволен, хотя и страшится немного этого назначения, но я уверен, что он справится и, конечно, будет стараться послужить с честью».
Благотворительная и просветительская деятельность Елизаветы Федоровны в Ильинском и Усове
- Подробности
- 20.11.2013
Автор: А. В. Громова, помощник настоятеля Спасской церкви в с. Усово, Председатель Наблюдательного совета ЕСПО, кандидат исторических наук