ßíäåêñ.Ìåòðèêà

День рождения Великого князя

12 мая Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество отмечает День Рождения Великого князя Сергия Александровича Романова (по новому стилю) – человека большой веры, силы духа, верного Государю и Отечеству до самой своей мученической кончины.

Великий князь Сергий Александрович родился 29 апреля 1857 года в Большом Царскосельском дворце. Он был шестым ребенком, пятым сыном и порфирородным первенцем Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, появившимся на свет, когда его отец вступил на престол. Во время коронационных торжеств императорская чета посетила Троице-Сергиеву Лавру и там, у раки с мощами преподобного покровителя Русской Земли, преподобного Сергия Радонежского дала обет назвать ребенка, тогда еще носимого под сердцем матери, именем святого Сергия.

Об обстоятельствах наречения его этим именем поведал святитель Филарет, митрополит Московский – в Слове, произнесенном в Троице-Сергиевой Лавре 7 мая 1857 года по случаю рождения Великого князя Сергия Александровича. "Знамением на благо" назовет рождение Царевича святитель Филарет. На следующий день во всех храмах были отслужены благодарственные молебны. 8 мая святитель Филарет сверх обычного молебствия в столице, совершил молебен у раки преподобного Сергия Радонежского от имени Их императорских Величеств. После чего, святитель преподнес в дар для Высоконоворожденного иконы и часть мощей преподобного Сергия.

Так под молитвенным покровом двух русских святых начал свой большой жизненный путь младенец – Великий князь.

20 лет со дня канонизации святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны

31 марта 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобномученицы прославлена Великая княгиня Царского дома Романовых Елисавета Феодоровна. В 1981 году она уже была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей.

Вся жизнь и смерть Великой княгини Елисаветы Феодоровны отмечены печатью избранности Божией. Став женой русского Великого князя Сергия Александровича, англо-немецкая принцесса всем сердцем приняла Православие. Благотворительность и помощь ближним стали образом ее жизни. Она строила и открывала больницы, школы, богадельни, мастерские, приюты, будучи попечителем и членом десятков благотворительных организаций и фондов.

Великая княгиня была опорой мужа – генерал-губернатора Москвы. Вместе они воспитывали приемных детей, вместе обустраивали имения в Ильинском и Усове, жертвовали на Саввино-Сторожевский монастырь и многие другие монастыри и храмы России.

После трагической кончины супруга от рук террористов Елисавета Феодоровна отходит от мира и открывает в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, благодарная память о сестрах  которой сохранялась долгие годы. Настоятельница Марфо-Мариинской обители стяжала настоящую народную любовь, день и ночь к Великой Матушке шли за помощью, в которой она никогда не отказывала.

С несгибаемой волей и уверенностью в Божией помощи встретила Елисавета Феодоровна свой арест в апреле 1918 года, ставший началом ее пути к святости. Зная, что никогда уже не увидит она своих дорогих сестер, она говорила: «Слава Богу за все». Стоя на краю алапаевской шахты, она успела произнести: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Господу было угодно, чтобы тела Великой княгини и, сестры милосердия Варвары, разделившей участь свой настоятельницы, были доставлены в Иерусалим. Сегодня во множестве совершаются чудеса исцелений и помощи верующим по их молитвам от мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

31 марта 1992 года, в 1-й день заседаний Архиерейского собора по докладу Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было принято деяние о канонизации Великой княгини Елисаветы. Так начался процесс общецерковного прославления новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

Канонизация Великой княгини Елисаветы Феодоровны стала одной из скреп, способствовавших объединению двух ветвей Русской Церкви. Одним из шагов навстречу сближению Церквей была встреча В.В. Путина с членами Синода РПЦЗ 25 сентября 2003 года, когда Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр благословил Президента России иконой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей.

В 2004-2005 годах мощи новомученицы находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн. человек. По словам ныне почившего Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь».

Сегодня Великой княгине посвящены монастыри и храмы в России, Белоруссии, на Украине, в Германии. Восстанавливаются места, связанные с ее жизнью, деятельностью и мученической кончиной – Марфо-Марьинская обитель милосердия,  храм Спаса Нерукотворного Образа в Усове, монастырь в Алапаевске и др. Общественные организации –  сестричества, фонды, общества возрождают традиции миссионерской, просветительской, благотворительной деятельности Елисаветы Феодоровны.

31 марта 2012 года в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» состоялись мероприятия, посвященные 20-летию прославления святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Русской Православной Церковью. Гости приняли участие в чтении Акафиста и во всенощном бдении в храме  Спаса Нерукотворного Образа, где в честь преподобномученицы освещен придел. Состоядось Торжественное заседание, посвященное 20-летию канонизации, в котором приняли участие священнослужители, ученые, общественные деятели. Выступили: настоятель Казанского храма в г. Реутове, член Синодальной Комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов и вице-президент Фонда святого всехвального Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, к.и.н. М.И. Якушев. Затем состоялся концерт Академического камерного ансамбля «Моцарт-квартет», в чьем исполнении прозвучало переложенное для струнного квартета сочинение Гайдна «Семь слов, произнесенных Спасителем на Кресте».

Встречу организовали Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово, Православный просветительный центр «Усово-Спасское» и Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество.      

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны

(по материалам официального сайта Московского Патриархата)

1 ноября 2014 года, в Димитриевскую родительскую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в ставропигиальном женском монастыре — Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этот день отмечается также 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, основательницы обители.

 

У входа в монастырь Святейшего Владыку встречала настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова) с сестрами.

Предстоятель Русской Церкви проследовал в Покровский храм монастыря, где возглавил богослужение.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лаврыепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюпротоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; столичное духовенство.

За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), воспитанницы Елизаветинского детского дома и гимназии при Марфо-Мариинской обители.

Перед малым входом иеромонах Леонид (Толмачев), насельник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, избранный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года (журнал № 95) епископом Уржумским и Омутнинским, был возведен в сан архимандрита.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

В связи с Димитриевской родительской субботой была совершена заупокойная ектения «о всех от века усопших».

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Атаманова, клирика храма св. апостола Иакова Заведеева, что в Казенной слободе г. Москвы, в сан иерея.

По окончании богослужения игумения Елисавета (Позднякова) приветствовала Святейшего Патриарха: «Вся история нашей обители проходила под покровительством московских первоиерархов. Митрополит Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский и Коломенский, принимал активное участие в разработке устава и чина посвящения сестер Марфо-Мариинской обители. Он же освящал этот храм. 7 мая 1918 года, когда уже надвигалась буря на Русскую Православную Церковь, в тот день, когда основательница нашей обители великая княгиня Елисавета Феодоровна ступила на свой крестный путь, Святейший Патриарх Тихон служил здесь молебен и несколько часов беседовал с сестрами. Он еще не знал, что через несколько часов великую княгиню арестуют, и она больше никогда не вернется в эту обитель. В 1992 году поруганную и истерзанную обитель согрел своим попечением Святейший Патриарх Алексий II. Вы, Ваше Святейшество, освящали второй раз этот храм. И сегодня, в такой торжественный день, Вы опять с нами. Для нас это особенно дорого».

Игумения Елисавета преподнесла Его Святейшеству картину с изображением Марфо-Мариинской обители.

 

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал вышитые покровцы и воздух.

Затем Святейший Владыка посетил музей Марфо-Мариинской обители, где осмотрел экспозицию «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой», приуроченную к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста.

Выставка рассказывает об истории возникновения международной организации Красный Крест и деятельности Российского общества Красного Креста, об истории общин сестер милосердия в России и их служении в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн, а также о деятельности православных капелланов.

Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), Музей истории медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, владельцы частных собраний и Военно-историческое общество.

Святейшего Патриарха сопровождала и давала пояснения одна из организаторов выставки, руководитель Международного центра по изучению гражданского общества Института всеобщей истории А.В. Громова.

В завершение осмотра учащиеся Елизаветинской гимназии выступили с кратким концертом, посвященным преподобномученице Елисавете.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы:

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом выставки «Милосердие в истории» в Марфо-Мариинской обители

Патриаршее служение в день 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители

 

Храм-памятник русской скорби во имя Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение"

В Москве на Ходынском поле 29 апреля 1907 г. был заложен храм-памятник русской скорби  во имя Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение", в память Великого князя Сергия Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за Царя и Отечество от рук злодеев-революционеров во времена крамолы 1905 г.

hram 05-1226

hram 1907-1228

Освящение храма состоялось 5 апреля 1909 года архиерейским чином: Митрополит Московскийи Коломенский Владимир, в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны при большом стечении войсковых частей и народа совершил великое освящение храма-памятника. Но еще при его закладке будущим священномучеником Иоанном Восторговым была произнесена речь:

«Творим ныне молитвенную память и чествуем благоговейною любовью тех многих убитых, растерзанных, погубленных, которые пострадали даже до крови и смерти во имя долга, вспоминаем с молитвою о тех верных рабах, которые закон, Господом данный, и долг, Им возложенный, возлюбили паче сребра и злата, паче меда и сота… В великом множестве проходят они пред нашим духовным взором, в великом множестве: их десятки тысяч только в эти последние два-три года. Здесь Великий князь приснопамятный Сергий Александрович и здесь же убитые солдаты, казаки, городовые; здесь министры, губернаторы, высшие начальники и здесь же зарезанные, застреленные артельщики, сторожа, всякие служащие лица, виновные лишь в том, что они охраняли чужую жизнь, несли чужое имущество или оберегали его от воровства и грабительства, именуемых ныне «экспроприациями»; здесь убитые священники, не умолкнувшие пред злом и его изобличавшие; учители и воспитатели, пробовавшие образумить молодежь; здесь писатели, общественные деятели, что будили в других сознание долга; здесь члены патриотических союзов, во всех концах России избиваемые; здесь случайно подвернувшиеся под бомбы и выстрелы современных варваров прохожие, старики, женщины и малолетние дети.

Многие из этих жертв долга наперед ясно знали, что их ожидает. Когда служили панихиду по разорванном на части бомбою министре Плеве, покойный великий князь Сергий Александрович, склонившись в молитве и весь отдавшись Богу и Его воле, уже знал твердо, что его участь решена, и его смерть будет такою же, как смерть оплакиваемого покойника. Слепцов, Игнатьев, Лауниц, Павлов и другие, на смерть обреченные; солдаты, казаки, городовые, выходившие на пост после вчерашних расстрелов из-за угла их товарищей, – все они знали, на что идут, что их ждет. Когда и теперь городовой утром станет на свое опасное место, крестится на все стороны и смотрит пред собою с молитвой на крест ближайшего храма, он обрекает себя на смерть, а семью на сиротство, бедность и лишения... Кто войдет в душу этих мучеников, кто измерит глубину их молчаливого страдания, кто постигнет всю тяжесть угнетавшего их чувства осужденных на смерть за верность долгу, осужденных каким-то беззаконным кровожадным судилищем, не знающим ни правды, ни жалости, упивающимся в веселии кровью, решающим жизнь и смерть без суда, без допроса, по одному безудержному размаху злобы, фанатизма и кровавого помешательства?! Да, тяжко им было, но тем выше, тем дороже, тем славнее их подвиги... Но что сказать вам, безвременно погибшие, убиенные и растерзанные мученики долга? Кто вас утешит и восхвалит за понесенные страдания, за отданную Родине в молчаливом подвиге жизнь, за кровавые, горящие раны? Где теперь ваше родное, ваше небо, ваше солнце? Где ваш храм и где вы служите Богу, Которого вы возлюбили?

Отвечает святой тайнозритель Иоанн: "Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть... стояло пред Престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды, кто и откуда пришли?.. И он сказал мне: это те, которые прийти от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред Престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на Престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... и отрет Господь всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.Для них уготован на небе новый ивеликий город, святой Иерусалим... Господь Бог Вседержитель — Храм Его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец... Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов" (Апок., 7:9, 13-17; 21:4, 10, 22-26). Вот где покой ваш, мученики долга, вот ваше небо, вот новый город, ваша вечная Родина!

В царство вечного вашего покоя пусть проникнет к вам молитва любви с вашей Родины земной, И скорби, и стоны, и слезы – горючие слезы ваших вдов и сирот, отцов и безутешных матерей, родных, близких и всех честных русских людей, верных долгу пред Богом и Родиной, – пусть взойдут на небо. Океаном горя нашего поднимутся эти слезы и достигнут вечного града вашего, вашей новой Отчизны. Они предстанут безмолвные пред Сидящим на Престоле и будут умолять о вас вечного Агнца, Искупителя мира, умолять вечную Милость и Правду... Долго-долго будут они литься по скорбному лицу вашей земной страдающей Родины: просочатся они и до ваших земных могил и омоют ваши страдальческие кости!

Нам же, еще оставшимся в живых, всем слугам добра и Отчизны, нам в заповедь: молитва о вас и память, почитание вашего подвига не словом только, но делом, верностью христианским началам жизни, верностью нашему долгу пред Богом и Родиной, неустанною борьбой с замутившеюся общественною мыслью и совестью, готовностью постоять во имя долга до смерти и крови. Только в этом выразятся наше почитание и наша благодарность мученикам за Родину. А страх, уступки, измена тому, чему они служили, – это будет признанием бесплодности и ненужности их подвига, горькою насмешкой над пролитою их кровью, вторым их распятием.

Кровь Агнца Непорочного – Христа, пролитая во оставление грехов мира, будет приноситься здесь воспоминательною, умилостивительною о них Жертвою. Да будет она для них очищением и залогом вечной к ним милости и вечного спасения. Они ушли от земли, ибо так подобало им исполнить всякую правду, по образу Христа. Да будет правда Его и милость их вечным покровом, их вечною радостью! Аминь».

Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора В.Д. Адамовича. Он напоминал древнюю базилику в форме корабля, часто встречавшуюся в храмах X—XII вв., по внешнему виду храм был близок к одному из лучших памятников византийского зодчества — церкви свв. Апостолов в Фессалонике. Большинство храмовых икон были исполнены известным московским иконописцем В.П. Гурьяновым на металлических досках. Семеновский полк, командир которого генерал-майор Г.В. Мин и 8 рядовых пали жертвами революционного террора, пожертвовал икону Воскресения Христова, которая стала запрестольным образом в храме. Это было не единственным примером духовной связи с семеновцами, храмоздатель И.А. Колесников заказал точную мозаичную копию с Лика Спасителя в терновом венце работы В.М. Васнецова, которая являлась одной из святынь склепа церкви лейб-гвардии Семеновского полка. Она была помещена в иконостасе над Тайною Вечерею. С именем Васнецова была связана еще одна достопримечательность монархической святыни — Святая Плащаница, которая была исполнена по его рисунку и под его личным надзором инокинями Московского Алексеевского монастыря и передана в дар храму настоятельницей игум. Сергией. Украшением храма служили местные иконы Спасителя и Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение», покрытые шитыми золотом ризами, которые были исполнены инокинями Старо-Черкасского Ефремовского Донского монастыря. Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Товией были подарены храму две большие иконы (прп. Сергия Радонежского и Николая Чудотворца), написанные иноками обители и освященные на мощах прп. Сергия.

Главной монархической достопримечательностью храма были громадные доски из белого мрамора, на которых были начертаны имена верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных. Доски были размещены внутри по обеим сторонам храма, над ними крупными буквами было начертано: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин., 15, 13). Этот скорбный синодик открывало имя Великого князя Сергия Александровича. Для вечного поминовения в храме на мраморных досках были вписаны имена верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки революционеров: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмиралов, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 должностных лиц и чинов полиции, погибших в борьбе с крамолою, в т. ч. 40 высших должностных лиц (член Государственного Совета, губернаторы, архиерей, вице-губернаторы, полицмейстеры, прокуроры и т.д.).

Храм был построен быстро и освящен в апреле 1909 года. После революции он был закрыт, однако от полного разрушения храм уцелел, хотя никаких монархических святынь в нем не осталось.

hram 11-1227

Ныне храм действует и находится на территории Боткинской больницы. 

Подробнее о храме во имя Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение"

Святейший Патриарх Кирилл: Преподобномученица Елисавета Феодоровна должна стать примером для подражания и национальным героем нашей страны

3VSN0027-600x3961

(по материалам официально сайта Московского Патриархата)

«Образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, сияющий необыкновенной человеческой и духовной красотой, ― удивительное явление в истории России», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на торжественном приеме по случаю 150-летия со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, который состоялся 1 ноября 2014 года после Божественной литургии в ставропигиальном женском монастыре ― Марфо-Мариинской обители милосердия.

Современники должны знать и помнить о жизненном подвиге святой великой княгини, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Сегодня о ней знают гораздо больше, чем 10 или 20 лет тому назад, но нужно, чтобы она стала национальным героем, чтобы она стала примером для подражания. А поэтому история ее жизни должна войти в нашу литературу, в изобразительное искусство, в кинематограф, в театральные постановки», — убежден Святейший Владыка.

Святейший Патриарх Кирилл: Преподобномученица Елисавета Феодоровна должна стать примером для подражания и национальным героем нашей страны

По словам Его Святейшества, если достойным образом осветить образ Елисаветы Феодоровны, то «никакой конкуренции не выдержат те, кого всеми силами старается сделать героем и предметом для подражания современное информационное общество». «Кто из них, как святая Елисавета Феодоровна, оставил дворцы и переехал в монастырскую келью, а все свои умения, свои связи, свое обаяние, свои дипломатические способности направил на то, чтобы помочь самым отверженным и нуждающимся?!» ― добавил Предстоятель.

«То, что произошло с Елисаветой Феодоровной, то, что произошло с нашей Церковью, то, что происходит и может произойти в нашей жизни, мы должны воспринимать, вглядываясь в образ Христа Спасителя, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Нет ничего нового, и если мы принимаем на себя крест служения Господу, если принимаем на себя ответственность нести слово о Спасителе в мир, то мы одновременно принимаем и перспективу подвергнуться всему тому, чему подвергался Сам Спаситель и Его верные последователи».

Поэтому Предстоятель Русской Церкви призвал не забывать о мученическом подвиге Елисаветы Феодоровны и многих других наших соотечественников, отдавших жизнь за веру Христову.

Обращаясь к насельницам Марфо-Мариинской обители, Святейший Владыка отметил, что они должны «теплом и любовью воздействовать на души людей, чтобы в них прорастали ростки того служения, тех идеалов, которые несла преподобномученица Елисавета». «Ваш пример должен быть заразительным, убедительным и свидетельствовать о красоте образа святой преподобной мученицы», ― сказал в завершение Святейший Патриарх.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Подкатегории